Файл статьи: PDF
Аннотация: Авторы рассматривают основные теоретические аспекты проблемы эмоционального интеллекта как предиктора употребления психоактивных веществ подростками в начале третьего тысячелетия. Проблема употребления психоактивных веществ подростками и старшеклассниками стала весьма актуальной в России и множестве других стран. Но стоит отметить, что психологические аспекты данной проблемы в отечественной науке недостаточно изучены. Подростки, использующие психоактивные вещества, отличаются низким эмоциональным интеллектом. В исследовании приняли участие 172 респондента от 11,5 до 17 лет, проживающие в Свердловской области. В результате исследования выяснилось, что подростки с низким эмоциональным интеллектом в большей степени подвержены риску зависимости от употребления психоактивных веществ. Склонность к употреблению психоактивных веществ подростков часто обусловлена стремлением к насилию и саморазрушению. Любая форма поведения, которая существенно снижает жизнеспособность личности, является губительной, поэтому профилактические мероприятия должны включать в себя специализированные занятия по формированию установки на здоровое поведение и специфических черт полноценно функционирующей личности. Подростки, склонные к первой пробе и не могущие сопротивляться окружению, в социальный стандарт которых входит потребление психоактивных веществ, нуждаются в помощи при разработке программ самовоспитания волевых качеств и тренировке волевых усилий. Практическая значимость исследования состоит в том, что превентивные мероприятия по снижению риска употребления психоактивных веществ, скорее всего, будут способствовать коррекции отношения подростков к родителям, зачастую являющимся предиктором эмоционального интеллекта и психологического благополучия. Результаты исследования позволяют разработать комплексную программу психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками и рекомендации для педагогов-психологов, специалистов-смежников, а также самих подростков и их родителей
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; психоактивные вещества; аддиктивное поведение; употребление психоактивных веществ; подростки; профилактика употребления психоактивных веществ; профилактические мероприятия
Abstract: The authors consider the main theoretical aspects of the problem of emotional intelligence as a predictor of substance use by adolescents at the beginning of the third millennium. The problem of substance use by adolescents and high school students has become very relevant in Russia and many other countries. But it is worth noting that the psychological aspects of this problem are also insufficiently studied in Russian science. It is worth noting that teenagers using psychoactive substances are characterized by low emotional intelligence. The study involved 172 respondents aged 11,5 to 17 years living in the Sverdlovsk region. As a result of the study, it turned out that adolescents with low emotional intelligence are more at risk of dependence on the use of psychoactive substances. The propensity to use psychoactive substances in adolescents is often due to the desire for violence and self-destruction. Any form of behavior that significantly reduces the viability of the individual is disastrous. Therefore, preventive measures should include specialized classes on the formation of an attitude to healthy behavior and specific features of a fully functioning personality. Teenagers who are prone to the first test and cannot resist the environment, the social standard of which includes the consumption of psychoactive substances, need help in developing programs for self-education of volitional qualities and training of volitional efforts. The practical significance of the study is that preventive measures to reduce the risk of substance use are likely to contribute to the correction of adolescents’ attitude to parents, who are often a predictor of emotional intelligence and psychological well-being. The results of the study allow us to develop a comprehensive program of psychological and pedagogical prevention of the use of psychoactive substances by adolescents and recommendations for teachers-psychologists, related specialists, as well as adolescents themselves and their parents
Key words: emotional intellect; psychoactive substances; addictive behavior; substance use; teenagers; prevention of psychoactive substance use; preventive actions

Для цитирования:

Водяха, С. А. Эмоциональный интеллект подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха, А. А. Гордымова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 210-217.

For citation

Vodyakha, S. A., Vodyakha, Yu. E., Gordymova, A. A. (2023). Emotional Intelligence of Adolescents Prone to the Use of Psychoactive Substances // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 210-217.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.