Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема компетентности является предметом исследования в зарубежной и отечественной психологической, педагогической и социологической литературе. Особое внимание многие авторы уделяют рассмотрению социальной компетентности, эмоциональной компетентности, социально-эмоциональной компетентности, которые обозначаются как ключевые и связываются с успешностью в различных видах деятельности. Если экспериментальные психологические исследования социальной и эмоциональной компетентности личности обеспечены необходимыми психодиагностическими методиками, то для диагностики социально-эмоциональной компетентности такой инструментарий в настоящее время отсутствует. Данная статья посвящена проблеме диагностики социально-эмоциональной компетентности. В исследовании отражены результаты разработки и психометрического анализа психодиагностического инструментария, позволяющего экспериментально тестировать социально-эмоциональную компетентность и ее структурные характеристики. В процессе разработки предварительного варианта опросника «Опросник структуры социально-эмоциональной компетентности» (QSSEC) используется Item Response Theory (IRT) методология, которая предоставляет возможность оценить его с точки зрения тестовых заданий, используемых для проектирования содержания теста. Дальнейший психометрический анализ позволяет установить основной перечень вопросов, отражающих содержание структурных характеристик социально-эмоциональной компетентности, а также определить валидность и надежность опросника. Представленные в статье результаты могут быть использованы в дальнейших психологических исследованиях для решения актуальных проблем формирования социально-эмоциональной компетентности. Настоящий опросник позволит реализовать изучение структуры социальноэмоциональной компетентности, механизмов ее формирования для повышения эффективности людей в различных сферах деятельности
Ключевые слова: психологическая диагностика; методы диагностики; социальная компетентность; эмоциональная компетентность; социально-эмоциональная компетентность; IRT анализ; психометрический анализ; валидность; надежность
Abstract: The problem of competence is the subject of research in foreign and domestic psychological, pedagogical and sociological literature. Many authors pay special attention to the consideration of social competence, emotional competence, socio-emotional competence, which are designated as key and are associated with success in various types of activities. If experimental psychological studies of the social and emotional competence of an individual are provided with the necessary psychodiagnostic methods, then such tools are currently missing for diagnosing socio-emotional competence. This article is devoted to the problem of diagnosing social-emotional competence. The study reflects the results of the development and psychometric analysis of psychodiagnostic tools that allow experimental testing of socio-emotional competence and its structural characteristics. The development of the preliminary version of the Questionnaire for the Structure of Social-Emotional Competence (QSSEC) questionnaire uses Item Response Theory (IRT) methodology, which provides the opportunity to evaluate it in terms of the test items used to design the test content. Further psychometric analysis makes it possible to establish a basic list of questions reflecting the content of the structural characteristics of socio-emotional competence, as well as to determine the validity and reliability of the questionnaire. The results presented in the article can be used in further psychological research to solve current problems in the formation of socio-emotional competence. This questionnaire will allow us to study the structure of socio-emotional competence, the mechanisms of its formation to improve the effectiveness of people in various fields of activity
Key words: psychological diagnostics; diagnostic methods; social competence; emotional competence; social-emotional competence; IRT analysis; psychometric analysis; validity; reliability

Для цитирования:

Васягина, Н. Н. Разработка и психометрический анализ опросника для диагностики структуры социально-эмоциональной компетентности QSSEC / Н. Н. Васягина, И. В. Горбунова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 200-209.

For citation

Vasyagina, N. N., Gorbunova, I. V. (2023). Development and Psychometric Analysis of a Questionnaire for Diagnosing the Structure of Social-Emotional Competence QSSEC // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 200-209.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.