Файл статьи: PDF
Аннотация: Может ли аксиологический аспект как самостоятельный элемент быть включенным в структуру компетенций при подготовке педагогов профессионального обучения? Происходит переосмысление понятия «сквозная компетенция» в аксиологическом аспекте и ее роли в формировании педагога профессионального обучения. Методологическим основанием исследования является принцип системности, предполагающий представление совокупности компетенций педагога профессионального обучения в качестве сложно устроенного целого. Сформулирована авторская трактовка понятия «сквозная компетенция» педагога профессионального обучения с позиции сочетания компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов. Предложена интерпретация сквозной компетенции в аксиологическом контексте. Теоретическая значимость работы заключается в применении сочетания компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, что позволяет наметить пути переосмысления понятия «сквозная компетенция» в ценностном ключе. Практическая значимость выявления ценностного аспекта в структуре компетенции при подготовке педагогов позволит обучающимся реально относиться к выбору профессии, что, в свою очередь, уменьшит разрыв между вузовской подготовкой и требованиями работодателей. Философская трактовка деятельностного подхода М. С. Кагана может быть использована как теоретическое основание для изучения ценностного сознания в подготовке педагога профессионального обучения. Намеченный авторами круг ценностей (самоопределение, самосовершенствование, творчество, ответственность, профессионализм, самоактуализация, амбициозность и прочее), а также модель уровневой оценки компетенций (профессиональный, ординарный, ремесленный) будут в дальнейшем уточняться в процессе эмпирического исследования
Ключевые слова: сквозная компетенция; структура компетенций; самоактуализация личности; амбициозность; ценностный аспект; компетентностный подход; деятельностный подход; личностно ориентированный подход; студенты; подготовка будущих педагогов; педагоги профессионального обучения; высшие учебные заведения
Abstract: Can the axiological aspect as an independent element be included in the structure of competencies in the training of teachers of vocational training? Rethinking the concept of cross-cutting competence in the axiological aspect and its role in the formation of a teacher of vocational training. The methodological basis of the study is the principle of consistency, which involves the presentation of the totality of competencies of a teacher of vocational training as a complex whole. The author’s interpretation of the concept of cross-cutting competence of a teacher of vocational training is formulated from the standpoint of a combination of competence-based, activity-based and personality-oriented approaches. An interpretation of cross-cutting competence in an axiological context is proposed. The theoretical significance of the work lies in the application of a combination of competence-based, activity-based and personality-oriented approaches, which allows us to outline ways to rethink the concept of cross-cutting competence in a valuebased way. The practical significance of identifying the value aspect in the structure of competence in the training of teachers will allow students to really relate to the choice of profession, which, in turn, will reduce the gap between university training and the requirements of employers. The philosophical interpretation of the activity approach of M. S. Kagan can be used as a theoretical basis for the study of value consciousness in the training of a teacher of vocational training. The range of values outlined by the authors (selfdetermination, self-improvement, creativity, responsibility, professionalism, self-actualization, ambition, etc.), as well as the model of level assessment of competencies (professional, ordinary, handicraft) will be further refined in the process of empirical research
Key words: end-to-end competence; competency structure; self-actualization of personality; ambition; value aspect; competency-based approach; activity approach; person-centered approach; students; training of future teachers; vocational education teachers; higher education institutions

Для цитирования:

Дёмина, Ю. В. К проблеме интерпретации сквозной компетенции: ценностный аспект в подготовке педагогов профессионального обучения / Ю. В. Дёмина, Г. И. Петрова, С. А. Пономарева, Е. А. Фоминых. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6 .

For citation

Dyomina, Yu. V., Petrova, G. I., Ponomareva, S. A., Fominykh, E. A. (2023). On the Problem of Interpreting Cross-Cutting Competence: The Value Aspect in the Training of Vocational Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.