Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема разработки педагогических систем продуктивного обучения. Анализируется процесс развития идеи обучения данного вида от альтернативной технологии до педагогической концепции второго типа (формы научно-обоснованного проектирования педагогической системы). Обсуждаются подходы к построению концептуальной модели продуктивного обучения. В составе модели рассматриваются его сущность, теоретико-методологический базис, цели, принципы и условия организации. Уровень масштабирования образовательного процесса, разнообразие адресных групп обучающихся и политеоретичность концепции продуктивного обучения определяют возможность разработки многообразия его конкретных моделей и технологий их реализации. Показана логика построения конкретных педагогических систем продуктивного обучения. Приведен пример проектирования одной из таких систем, ориентированной на профессиональную подготовку будущих учителей физики к разработке и применению в учебном процессе компьютерных симуляций. Результатом проектирования являются: построение системы творческих заданий, обеспечивающих освоение студентами программы обучения; разработка комплекса методологических регулятивов самостоятельного проектирования студентами компьютерных симуляций и учебных занятий по физике с их применением; определение состава и содержания педагогических стратегий поддержки самостоятельной продуктивной деятельности студентов. Элементы разработанной системы PL обладают признаками новизны
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров; продуктивное обучение; методология педагогической практики; методика преподавания физики; информационные технологии в обучении; компьютерная симуляция физического эксперимента
Abstract: The article discusses the problem of designing pedagogical systems for productive learning. The process of development of the idea of learning of this type from an alternative technology to a pedagogical concept of the second type (a form of scientifically based design of the pedagogical process) is analyzed. Approaches to constructing a conceptual model of productive learning are discussed. The model considers the essence of productive training, its theoretical and methodological basis, goals, principles and conditions of organization. The level of scaling of the educational process, the diversity of the target groups of students, the polytheoretical nature of the concept of productive learning determines the possibility of developing a variety of its specific models and technologies for their implementation. The logic of building specific systems of productive learning is shown. An example of the design of one of these systems is given, aimed at the professional training of future physics teachers for the development and use of computer simulations in the educational process. The result of the design is: construction of a system of creative tasks that ensure students’ mastery of the training program; development of a set of methodological regulations for students to independently design computer simulations and physics classes with their use; determining the composition and content of pedagogical strategies to support students’ independent productive activities. Elements of the developed PL system have signs of novelty
Key words: training of teaching staff; productive learning; methodology of pedagogical practices; methods of teaching physics; information technology in training; computer simulations of a physical experiment

Для цитирования:

Оспенникова, Е. В. Продуктивное обучение: от альтернативной технологии к педагогической концепции и вариативной практике ее реализации / Е. В. Оспенникова, Д. А. Антонова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 17-28.

For citation

Ospennikova, E. V., Аntonova, D. A. (2023). Productive Learning: From Alternative Technology to the Pedagogical Concept and Variable Practice of Its Implementation // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 17-28.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.