Файл статьи: PDF
Аннотация: Мировой опыт организации психологической помощи в системе высшего образования демонстрирует недостаточность систематизации данного процесса, а также ее значительную зависимость от культурного и социального контекста. Немаловажным выступает и специфика отдельного университета, поскольку направленность обучения смещает проблематику запросов на психологическую помощь, а также особенности ее организации в виде внешней организации, внутренней службы или кабинета. Система профессионально-педагогического образования в качестве такой специфики выделяет двойственность подготовки, ее практическую и педагогическую составляющую, в связи с чем в модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования включен также педагогический компонент. Целью настоящей работы являются изучение мирового опыта организации психологической помощи и поддержки субъектов образовательного процесса в вузе и разработка модели психологопедагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования. Методологически исследование опирается на представление о психологической службе как о системе практического использования психологии, наделенной рядом особенностей, исходя из специфики сферы реализации. Выбор источников в обзоре литературы проводился по ключевым словам: «services of psychological support» и «model of psychological support of university education» глубиной 10 лет по базе данных ResearchGate. Для выявления потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержании и особенностей организации в рамках исследования проведено анкетирование, в котором приняли участие 549 студентов профессиональнопедагогического вуза, а также 60 работников вуза. Результаты исследования позволяют выделить ряд подходов к психологической службе высшего образования и организации психологической поддержки и помощи в университете в зависимости от охвата контингента: от обучающихся до третьих лиц и организаций. В российской системе высшего образования деятельность психологической службы преимущественно направлена на всех участников образовательного процесса. Отдельные психологические службы вузов обладают своей спецификой исходя из особенностей образовательной организации. Модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования демонстрирует свою эффективность при выполнении следующих условий: при разработке модели учтен социальный заказ на квалифицированную психологическую помощь населению, а также требования к профессиональной компетентности педагога профессионального образования; помимо психологического компонента в модель включен педагогический аспект; производится учет потребностей субъектов образовательного процесса в психологической помощи, ее содержания и особенностей организации. Научная новизна исследования заключается в разработке модели психолого-педагогической службы на базе профессионально-педагогического университета с учетом потребности участников образовательного процесса организации высшего образования. Практическая значимость заключается в возможности использования опыта разработки модели психолого-педагогической службы в системе профессионально-педагогического высшего образования и в адаптации модели под иные направления высшего образования
Ключевые слова: высшие учебные заведения; педагогическая психология; психологопедагогическая служба; психологическая помощь; модели психолого-педагогической службы; психологическая поддержка
Abstract: World experience in organizing psychological assistance in the higher education system demonstrates the lack of systematization of this process, as well as its significant dependence on the cultural and social context. The specifics of an individual university are also important, since the focus of training shifts the issue of requests for psychological help, as well as the features of its organization in the form of an external organization, internal service or office. The system of vocational pedagogical education, as such a specificity, highlights the duality of training, its practical and pedagogical components, and therefore the model of psychological and pedagogical service in the system of higher vocational pedagogical education also includes a pedagogical component. The purpose of this work is to study the world experience in organizing psychological assistance and support for subjects of the educational process at a university and to develop a model of psychological and pedagogical service in the system of higher professional and pedagogical education. Methodologically, the study is based on the idea of psychological service as a system of practical use of psychology, endowed with a number of features, based on the specifics of the sphere of implementation. The selection of sources in the literature review was carried out using the keywords: “services of psychological support” and “model of psychological support of university education” with a depth of 10 years using the ResearchGate database. To identify the needs of subjects of the educational process for psychological assistance, its content and organizational features, a survey was conducted as part of the study, in which 549 students of a vocational pedagogical university, as well as 60 university employees, took part. The results of the study allow us to identify a number of approaches to the psychological service of higher education and the organization of psychological support and assistance at the university, depending on the scope of the population: from students to third parties and organizations. In the Russian higher education system, the activities of psychological services are primarily aimed at all participants in the educational process. Individual psychological services of universities have their own specifics based on the characteristics of the educational organization. The model of psychological and pedagogical service in the system of higher vocational pedagogical education demonstrates its effectiveness if the following conditions are met: when developing the model, the social order for qualified psychological assistance to the population, as well as the requirements for the professional competence of a vocational education teacher, are taken into account; in addition to the psychological component, the model includes a pedagogical aspect; the needs of subjects of the educational process for psychological assistance, its content and the characteristics of the organization are taken into account. The scientific novelty of the study lies in the development of a model of psychological and pedagogical service on the basis of a vocational pedagogical university, taking into account the needs of participants in the educational process of higher education organizations. The practical significance lies in the possibility of using the experience of developing a model of psychological and pedagogical service in the system of vocational pedagogical higher education and in adapting the model to other areas of higher education
Key words: higher education institutions; pedagogical psychology; psychological and pedagogical service; psychological help; models of psychological and pedagogical services; psychological support

Для цитирования:

Котова, С. С. Модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования / С. С. Котова, Е. С. Холопова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 275-289.

For citation

Kotova, S. S., Kholopova, E. S. (2023). Model of Psychological and Pedagogical Service in the System of Higher Professional and Pedagogical Education // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 275-289.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.