Файл статьи: PDF
Аннотация: Воспитание профессиональных экологических компетенций у будущих врачей неразрывно связано с формированием у студентов-медиков заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле. Целью исследования является апробация методики преподавания, основанной на созданной педагогической модели формирования экологических компетенций у студентов медицинского вуза. Анализируется эффективность процесса преподавания дисциплины «Экологическая химия», реализуемой для студентов первого курса педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета (УГМУ, г. Екатеринбург) как дополнительная профессиональная образовательная программа (далее – ДПОП). Оценивались текущая успеваемость по результатам тестовых контролей к лекциям и лабораторным работам и результаты анкетирования. Тестовые контроли проводились дистанционно в режиме online на платформе MedSpace. Предложенная педагогическая модель представляет собой структуру, состоящую из системы взаимосвязанных блоков. Выделены методический, содержательный и технический блоки, базирующиеся на профессиональных экологических компетенциях, состоящих из когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельно-практического компонентов. Процесс формирования экологических компетенций выстраивается методологически, основываясь на лекционном и практическом материале. Лекции строго структурированы, и каждая теоретическая тема снабжена практическим занятием, в основе которого лежит лабораторная работа с экологической направленностью. Оценена результативность лабораторных работ. Она напрямую зависит от степени медицинской и экологической направленности материала. Анкетирование по окончании курса показало, что методика преподавания, основанная на модели формирования профессиональных экологических компетенций у будущих врачей-педиатров апробирована, так как уровень сформированности профессиональных экологических компетенций у студентов первого курса в ходе изучения дополнительной профессиональной программы был достаточно высоким. Участие студентов 1 курса педиатрического факультета в ДПОП «Экологическая химия» позволяет им сформировать фундаментальные знания по химии, способствует самореализации их способностей, формирует значимые экологические компетенции, становится движущей силой на пути к успеху и профессиональному медицинскому росту
Ключевые слова: медицинские вузы; студенты-медики; экология; экологические компетенции; медицинское образование; экологическая химия; методы обучения; образовательный процесс; педагогические модели; подготовка будущих врачей
Abstract: The development of professional environmental competencies in future doctors is inextricably linked with the formation in medical students of a caring, respectful attitude towards nature and all life on Earth. The purpose of the study is to test a teaching methodology based on the created pedagogical model of developing environmental competencies among medical university students. The effectiveness of the process of teaching the discipline “Ecological Chemistry”, implemented for first-year students of the pediatric faculty of the Ural State Medical University (USMU, Ekaterinburg) as an additional professional educational program (APEP), is analyzed. Current academic performance was assessed based on the results of test controls for lectures and laboratory work and the results of a questionnaire. Test controls were carried out remotely online on the MedSpace platform. The proposed pedagogical model is a structure consisting of a system of interconnected blocks. Methodological, content and technical blocks are identified, based on professional environmental competencies, consisting of cognitive, motivational-value and activity-practical components. The process of developing environmental competencies is built methodologically, based on lecture and practical material. The lectures are strictly structured, and each theoretical topic is accompanied by a practical lesson, which is based on laboratory work with an environmental focus. The effectiveness of laboratory work was assessed. It directly depends on the degree of medical and environmental orientation of the material. A survey at the end of the course showed that the teaching methodology based on the model of developing professional environmental competencies in future pediatricians has been tested, because the level of development of professional environmental competencies among first-year students during the study of an additional professional program was quite high. Participation of 1st year students of the Faculty of Pediatrics in the DPOP “Ecological Chemistry” allows them to develop fundamental knowledge in chemistry, promotes the selfrealization of their abilities, forms significant environmental competencies, and becomes a driving force on the path to success and professional medical growth
Key words: medical universities; medical students; ecology; environmental competencies; medical education; environmental chemistry; teaching methods; educational process; pedagogical models; training of future doctors

Для цитирования:

Ермишина, Е. Ю. Апробация методики преподавания, основанной на модели формирования профессиональных экологических компетенций у студентов медицинского вуза / Е. Ю. Ермишина, Т. А. Бадьина, Н. А. Наронова [и др.]. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 99-108.

For citation

Ermishina, E. Yu., Badyina, T. A., Naronova, N. A. et al. (2024). Approbation of a Teaching Methodology Based on a Model for Forming Professional Environmental Competencies in Medical University Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 99-108.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.