Архив журнала
ПРИНЦИП АССОЦИАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ У СТУДЕНТОВ ФОРТЕПИАННЫХ КЛАССОВ В ВУЗАХ КИТАЯ
- 140
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается идея реализации принципа ассоциативности при обучении
игре на фортепиано студентов музыкальных вузов Китая. Данный принцип позволяет привлекать
художественные образы для изучения фортепианных произведений из разных видов искусства, что
помогает восприятию студентами образного содержания европейских фортепианных произведений. Цель статьи – обоснование комплекса методов художественного образования, соответствующих принципу ассоциативности, что помогает китайским студентам достичь выразительности в исполнении европейской музыки. Метод широких ассоциаций используется для активизации личностного эмоционального опыта в трактовке образного содержания разучиваемых фортепианных
пьес. Метод художественных ассоциаций направлен на развитие умений анализировать музыкальную форму произведений через аналогии с другими видами искусства. Метод творческого музицирования связан с применением разных видов музыкальной деятельности для создания музыкально-звуковых ассоциаций и со-творческой исполнительской трактовки образного содержания исполняемых произведений. В статье приведены примеры творческих заданий, разработанных в рамках каждого метода: подбор иллюстраций, соответствующих основному эмоциональному тону пьесы, разработка эмоционального плана пьесы с помощью цветовых сочетаний, создание слайдфильмов, передающих через смену репродукций эмоциональную драматургию пьесы, игра по
условной партитуре, создание темброво-шумовых композиций и пр. Выявлено, что опора на принцип ассоциативности в обучении китайских студентов игре на фортепиано обогащает их художественный опыт, способствует развитию образного восприятия и выразительного исполнения европейской фортепианной музыки, стимулирует интерес к ее самостоятельному изучению для будущей
профессиональной деятельности
Ключевые слова: музыкальные вузы; студенты; музыкальное образование; фортепианное искусство; европейская фортепианная музыка; эмоционально-образное восприятие; восприятие музыки; музыкальные произведения; обучение игре на фортепиано; фортепиано
Abstract: The article reveals the idea of relying on the principle of associativity when teaching piano to
students of music universities in China, which makes it possible to attract artistic images from different
types of art to their perception of the figurative content of European piano works. The purpose of the article is to substantiate a set of methods of art education that comply with the principle of associativity and
are aimed at achieving expressiveness by students in the performance of European music. The broad association method is used to activate personal emotional experience in the interpretation of the figurative content of learned plays. The method of art associations is aimed at developing the ability to analyze the musical form of works through analogies with other types of art. The method of creative music is associated
with the use of various types of musical activities to create musical and sound associations and co-creative
performing interpretation of the figurative content of the performed works. Examples of creative tasks developed within the framework of each method are given: the selection of illustrations corresponding to the
main emotional tone of the play, the development of the emotional plan of the play using color combinations, the creation of slide films that convey the emotional drama of the play through the change of reproductions, playing on a conditional score, creating timbre-noise compositions, etc. It was revealed that reliance on the principle of associativity in teaching Chinese students to play the piano enriches their artistic
experience, contributes to the development of figurative perception and expressive performance of European piano music, stimulates interest in its independent study for future professional activity
Key words: music universities; students; musical education; piano art; European piano music; emotionalfigurative perception; music perception; musical works; learning to play the piano; piano
Для цитирования:
Чжоу, Фанчжу. Принцип ассоциативности в развитии образного восприятия
европейской музыки у студентов фортепианных классов в вузах Китая / Чжоу Фанчжу. – Текст :
непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 147-153.
For citation
Zhou, Fangzhu. (2024). The Principle of Associativity in the Development of Figurative
Perception of European Music among Students of Piano Classes in Chinese Universities // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 147-153.