Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста является актуальной для профессионального образования. Цель исследования – описание характеристик Я-концепции в сфере общения обучающихся раннего юношеского возраста как предпосылки для формирования коммуникативных навыков в процессе профессиональной подготовки. Для этого дана характеристика психологических особенностей раннего юношеского возраста, описаны основные подходы к пониманию и функционированию феномена «Я-концепции»: социальная природа формирования, взаимосвязь с оценками окружающих значимых людей, регулятивная функция Я-концепции. Проведено экспериментальное изучение Я-концепции в сфере общения с помощью методики «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан. В исследовании принял участие 171 обучающийся общеобразовательной школы с 9 по 11 класс. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 15 до 17 лет, среднее значение – 16,1 лет ± 0,78. В выборку были включены только анкеты, имеющие низкие показатели шкалы социальной желательности. Результаты изучения показали преобладание высокой самооценки умения общаться, популярности среди сверстников, удовлетворенности сферой общения в ответах обучающихся раннего юношеского возраста. Отсутствие значимых различий в ответах юношей и девушек в самооценках сферы общения. Отмечена тенденция к более низкой оценке умения общаться обучающими 9-х классов. Качественный анализ ответов выявил меньшую представленность лидерских навыков, сомнения в хорошем отношении других людей и ограниченность круга друзей в подвыборках 9-х и 10–11 классов. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Понимание особенностей Я-концепции в сфере общения поможет проектировать образовательные курсы и программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, способствующих реализации лидерской роли обучающихся, потребности в самоутверждении и овладении общей культурой общения для решения задач межличностного общения
Ключевые слова: Я-концепция; личность школьника; юношеский возраст; старшеклассники; коммуникативные навыки; межличностное общение; формирование коммуникативных навыков
Abstract: The problem of formation of communication skills of students of early adolescence is relevant for vocational education. The purpose of the study is to describe the characteristics of the Self-concept in the field of communication of students of early adolescence as a prerequisite for the formation of communication skills in the process of vocational training. For this purpose, the characteristics of the psychological characteristics of early adolescence are given, the main approaches to understanding and functioning of the phenomenon of “Self-concept” are described: the social nature of formation, the relationship with the assessments of important people around, the regulatory function of the I-concept. An experimental study of the Self-concept in the field of communication was carried out using the methodology “Studying the features of the Self-concept” by E. Pierce and D. Harris in the adaptation of A. M. Parishioners. The study involved 171 students of secondary schools from 9th to 11th grade. The age of the study participants is in the range from 15 to 17 years, the average value is 16,1 years ± 0,78. Only questionnaires with low indicators of the social desirability scale were included in the sample. The results of the study showed the predominance of high self-esteem of communication skills, popularity among peers, and satisfaction with the sphere of communication in the responses of students of early adolescence. The absence of significant differences in the responses of boys and girls in the self-assessment of the sphere of communication. There is a tendency towards a lower assessment of the ability to communicate by 9th grade students. A qualitative analysis of the responses revealed a lower representation of leadership skills, doubts about the good attitude of other people and a limited circle of friends in the subsamples of grades 9 and 10–11. The self-concept reflects those characteristics that a person perceives as a part of himself. Understanding the specifics of the Self-concept in the field of communication will help to design educational courses and programs aimed at developing communication skills that contribute to the realization of the leadership role of students, the need for self-affirmation and mastering a common communication culture to solve interpersonal communication problems
Key words: Self-concept; student’s personality; adolescence; high school students; communication skills; interpersonal communication; formation of communication skills

Для цитирования:

Ахьямова, И. А. Предпосылки формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста через понимание их Я-концепции / И. А. Ахьямова, Е. П. Шаньгина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 154-160.

For citation

Akhyamova, I. A., Shangina, E. P. (2024). Presuppositions for the Formation of Communication Skills of Early Adolescent Students Through Understanding Their Self-Concept // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 154-160.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.