Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье исследуется проблема становления компонентов психологического здоровья будущего педагога в образовательном пространстве вуза. Цель исследования: изучение ключевых аспектов психологического здоровья будущих педагогов, а также разработка модели становления данного новообразования с учетом комплекса психолого-педагогических и организационных аспектов, которые необходимо обеспечить в образовательном пространстве вуза. К основным методам исследования относятся: анализ научных публикаций, учебников и пособий по проблеме исследования, а также моделирование развивающих психолого-педагогических условий в пространстве педагогического вуза. В качестве результатов выступает систематизация научных данных, связанная с выявлением психолого-педагогических условий современного вуза и аспектов его воспитательной и психокоррекционной деятельности со студентами в контексте комплексного развития качеств психологического здоровья обучающихся. Нами разработана модель развития компонентов психологического здоровья будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Описаны организационно-диагностические, методологические, содержательные, инструментальные и результативные аспекты деятельности в рамках разработанной модели. Особое значение и научную новизну представляют сформулированные показатели результативности по таким блокам, как: ценностный. когнитивный, эмоционально-волевой, инструментальный и рефлексивный. Сделаны выводы о необходимости функционирования психологической службы, ряда воспитательных подразделений и органов самоуправления в рамках педагогического вуза как факторов образовательной среды, значимых для укрепления психологического здоровья студентов
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих педагогов; образовательное пространство; психологическое здоровье; компоненты психологического здоровья
Abstract: The article examines the problem of developing the components of psychological health of a future teacher in the educational space of a university. The purpose of the study: to study the key aspects of the psychological health of future teachers, as well as to develop a model for the formation of this new formation, taking into account the complex of psychological, pedagogical and organizational aspects that need to be ensured in the educational space of the university. The main research methods include: analysis of scientific publications, textbooks and manuals on the research problem, as well as modeling of developing psychological and pedagogical conditions in the space of a pedagogical university. The results are the systematization of scientific data related to the identification of the psychological and pedagogical conditions of a modern university and aspects of its educational and psychocorrectional activities with students in the context of the comprehensive development of the qualities of psychological health of students. We have developed a model for the development of components of psychological health of future teachers in the educational space of the university. Organizational, diagnostic, methodological, substantive, instrumental and effective aspects of activity within the framework of the developed model are described. Of particular importance and scientific novelty are the formulated performance indicators for such blocks as: valuecognitive, emotional-volitional, instrumental and reflective. Conclusions are drawn about the need for the functioning of the psychological service, a number of educational units and self-government bodies within the pedagogical university as factors in the educational environment that are significant for strengthening the psychological health of students
Key words: pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; educational space; psychological health; components of psychological health

Для цитирования:

Раецкая, И. Е. Психологическое здоровье будущего педагога в образовательном пространстве педагогического вуза / И. Е. Раецкая. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 290-298.

For citation

Raetskaya, I. E. (2024). Psychological Health of a Future Teacher in the Educational Space of a Pedagogical University // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 290-298.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.