Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического и практического исследования психолого-педагогических условий формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программирования. Нейролингвистическое программирование базируется на теоретических основах нейролингвистики, нейропсихологии, общей психологии, когнитивистики и нацелено на разработку моделей восприятия, усвоения и сохранения информации при задействовании психических процессов мышления, памяти, внимания. Ориентация на личностно ориентированный, коммуникативно-деятельностный, дифференцированный, компетентностный подходы в образовании обуславливает актуальность теоретического исследования и практической значимости применения принципов нейролингвистического программирования, нацеленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей при формировании лексических умений. Теоретико-методологическую базу составляют исследования в области психолингвистики, методики обучения иностранному языку, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистического программирования, личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно-деятельностный, коммуникативно-деятельностный подходы. В работе применялись следующие методы исследования: тестирование обучающихся, беседа, наблюдение за образовательным процессом, теоретический анализ учебной, научной и методической литературы, обобщение результатов исследований в области обучения иноязычной лексике, классификация изученных данных, методического и лингвистического анализа, обработки результатов учебной деятельности студентов. Выделяются основные принципы восприятия, усвоения и сохранения информации, приводится психологическая характеристика типов личности в соответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Авторы статьи реализуют попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных лексических умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направленных на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в соответствии с этапами формирования речевых навыков. Акцент делается на применении комбинированных методов, которые реализуют принципы репрезентации информации на основе нейролингвистического программирования: визуализация, ассоциация, геймификация, методика набора ключевых слов, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы. Процессы якорения и установления раппорта выделяются в качестве основных элементов нейролингвистического программирования, обеспечивающих создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения. В результате изучения, сравнительного анализа и синтеза данных психолого-педагогической, научно-методической литературы разработаны алгоритм и микростратегии формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программирования. Для каждого этапа формирования лексических навыков выделены характерные методы, приемы и средства обучения, приведены конкретные микростратегии для наглядного представления возможностей практической реализации серии учебно-коммуникативных упражнений в соответствии с теоретическим обоснованием. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей работы при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы
Ключевые слова: нейролингвистика; нейролингвистическое программирование; ассоциативное мышление; репрезентативные системы; визуализация; геймификация; психические процессы; высшие учебные заведения; студенты; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; лексические умения; формирование лексических умений
Abstract: The article presents the results of theoretical and practical research of psychological and pedagogical conditions for the formation of lexical skills among students of non-language specialty on the basis of the principles of neurolinguistic programming. Neurolinguistic programming is based on the theoretical foundations of neurolinguistics, neuropsychology, general psychology, cognitive science and is aimed at developing models of perception, acquisition and preservation of information with the involvement of mental processes of thinking, memory, attention. Orientation to the personality-oriented, communicativeactivity, differentiated, competence-based approaches in education determines the relevance of theoretical research and practical significance of the application of neurolinguistic programming principles aimed at creating psychological and pedagogical conditions for overcoming difficulties in the formation of lexical skills. Theoretical and methodological basis is formed by research in the field of psycholinguistics, pedagogy, psychology, neurolinguistics, neurolinguistic programming, theoretical analysis of educational, scientific and methodological literature. The basic principles of perception, acquisition and preservation of information are highlighted, psychological characterization of personality types according to the leading representational system (auditory, visual and kinesthetic) is given. The authors of the article realize the attempt to overcome difficulties at of teaching foreign language lexical skills with higher school students through the choice of methods, techniques and means aimed at creating favorable psychological and pedagogical conditions of learning in accordance with the stages of speech skills development. Emphasis is placed on the use of combined methods that implement the principles of information representation on the basis of neurolinguistic programming: visualization, association, gamification, keyword technique, audiolingual and audiovisual methods. The processes of anchoring and rapport building are highlighted as the main elements of neurolinguistic programming, providing the creation of favorable psychological and pedagogical conditions for teaching lexical skills. As a result of the study, comparative analysis and synthesis of psychological, scientific and methodological literature data the algorithm and microstrategies of lexical skills formation among students of nonlanguage university on the basis of the principles of neurolinguistic programming were developed. For each stage of lexical skills formation, characteristic methods, techniques and means of training are highlighted, specific microstrategies are given to visualize the possibilities of practical implementation in accordance with the theoretical justification. The conducted research opens up prospects for more in-depth study in the development of oral-speech skills in the sphere of teaching a foreign language to higher school students
Key words: neurolinguistics; neurolinguistic programming; associative thinking; representational systems; visualization; gamification; mental processes; higher education institutions; students; foreign languages; methods of teaching foreign languages; lexical skills; formation of lexical skills

Для цитирования:

Федькова, О. С. Психолого-педагогические условия формирования лексических умений на основе принципов нейролингвистического программирования / О. С. Федькова, Н. Н. Сергеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 239-252.

For citation

Fedkova, O. S., Sergeeva, N. N. (2024). Psychological and Pedagogical Conditions for Lexical Skills Development Based on the Principles of Neurolinguistic Programming // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 239-252.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.