Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье представлены содержание и формы работы по программе внеурочной деятельности «Настольная книга “Народные промыслы России”» для начальной школы. Обоснован выбор формы освоения и представления материала – в качестве тематических проектных заданий для младших школьников по тематике, связанной с видовым разнообразием изделий декоративно-прикладного искусства на территории нашей страны. Книга включает три раздела. Первый раздел посвящен русской народной игрушке Матрешке. Младшие школьники узнают о символике, скрытой в этом уникальном изделии, о сюжетах произведений, отраженных в росписи матрешки, о современных подходах к обыгрыванию этого образа. Второй раздел настольной книги посвящен краеведению, т. е. Уральскому региону. Содержание раздела включает обращение к известным сказам П. П. Бажова, а также более детальное представление такого особого художественного направления, как камнерезное искусство. Третий раздел книги раскрывает разнообразие изделий декоративно-прикладного искусства, представленных в различных регионах нашей страны, имеющих как историческую, так и актуальную значимость. В процессе создания этой книги младшие школьники знакомятся с особенностями быта различных народностей, с отражением характерных особенностей традиций, укладов в соответствующих художественных особенностях декоративно-прикладных изделий (сюжеты, цвет, предпочитаемые образы и др.). Систематическая и целенаправленная работа по созданию этой настольной книги формирует у младших школьников ценностное, нравственно-эстетическое отношение к культурному наследию, к трудовой деятельности, что является значимым и актуальным направлением современного подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; внеурочная деятельность; декоративно-прикладное искусство; народные промыслы; художественные традиции народов России; ценностные отношения; культурное наследие; программы внеурочной деятельности; нравственно-эстетическое воспитание
Abstract: This article describes the content and forms of work on the extracurricular activities program “The handbook Folk Crafts of Russia” for elementary schools. The choice of the form of mastering and presentation of the material is justified – as thematic project tasks for younger schoolchildren on topics related to the species diversity of decorative and applied art products on the territory of our country. The book includes three sections. The first section is dedicated to the Russian folk toy Matryoshka. Younger students will learn about the symbolism hidden in this unique product, about the plots of the works reflected in the painting of the matryoshka doll, about modern approaches to playing this image. The second section of the handbook is devoted to local history, i.e. the Ural region. The content of the section includes an appeal to the famous tales of P. P. Bazhov, as well as a more detailed presentation of such a special artistic direction as stone carving. The third section of the book reveals the variety of decorative and applied art products presented in various regions of our country, which have both historical and topical significance. In the process of creating this book, younger schoolchildren get acquainted with the peculiarities of everyday life of various nationalities, with the reflection of the characteristic features of traditions, ways of life in the corresponding artistic features of decorative and applied products (plots, color, preferred images, etc.). Systematic and purposeful work on the creation of this desktop book forms in younger schoolchildren a valuable, moral and aesthetic attitude to cultural heritage, to work, which is a significant and relevant direction of the modern approach to the upbringing of the younger generation.
Key words: primary school; junior schoolchildren; extracurricular activities; arts and crafts; folk crafts; artistic traditions of the peoples of Russia; value relations; cultural heritage; extracurricular activity programs; moral and aesthetic education

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Знакомство с прикладными видами искусства как фактор нравственно-эстетического воспитания младших школьников / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 142-147.

For citation

Korotaeva, E. V., Andryunina, A. S. (2024). Introduction to Applied Arts as a Factor of Moral and Aesthetic Education Primary School Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 142-147.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.