Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена тем, что приоритетным направлением образовательной политики Китая является патриотическое воспитание детей и молодежи. Большим педагогическим потенциалом в этом направлении обладает киномузыка. Цель статьи – раскрыть теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников Китая средствами киномузыки на уроках музыки и других учебных предметах в школе. Методологической основой исследования являются: теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в становлении личности; теоретические положения о феномене киномузыки; концепции общего музыкального образования. Методами исследования являются педагогическое наблюдение, анализ, сравнение, синтез, обобщение. Авторами делается вывод о том, что киномузыка является одним из важнейших выразительных средств любого фильма, она оказывает эмоционально-психологическое воздействие на реципиента. Ее педагогический потенциал в патриотическом воспитании школьников обусловлен доступностью, популярностью в среде подрастающего поколения, четко заданными временными границами. В образовательном процессе необходима реализация принципа интеграции и механизма идентификации (с героем музыкального произведения, жизненным событием, о котором снят кинофильм), который осуществляется посредством методов размышления о музыке, создания художественного контекста и др. Статья может быть полезна исследователям в области общего музыкального образования России и Китая. Описанные методы могут применяться российскими учителями музыки для освоения обучающимися 1–4 классов модулей «Музыка в жизни человека», «Музыка театра и кино» и обучающимися 5–8 классов модуля «Связь музыки с другими видами искусства» новой Федеральной рабочей программы, для формирования у обучающихся личностных результатов в части патриотического и гражданского воспитания.
Ключевые слова: киномузыка; патриотизм; патриотическое воспитание; средства воспитания; музыкальное образование; китайские школьники; музыкальное искусство; учебно-воспитательный процесс
Abstract: The relevance of the article is due to the fact that the priority direction of China’s educational policy is the patriotic education of children and youth. Film music has great pedagogical potential in this direction. The purpose of the article is to reveal the theoretical and methodological aspects of the patriotic education of Chinese schoolchildren through film music in music lessons and other educational subjects at school. The methodological basis of the study is: theoretical provisions on the pedagogical potential of musical art in the formation of personality; theoretical provisions on the phenomenon of film music; concepts of general music education. The research methods are pedagogical observation, analysis, comparison, synthesis, generalization. The authors conclude that film music is one of the most important expressive means of any film, it has an emotional and psychological effect on the recipient. Its pedagogical potential in the patriotic education of schoolchildren is due to accessibility, popularity among the younger generation, clearly defined time boundaries. In the educational process, it is necessary to implement an identification mechanism (with the hero of a musical work, a life event about which a movie was shot), which is carried out through methods of reflection on music, and creating an artistic context. The article can be useful to researchers in the field of general music education in Russia and China. The described methods can be used by Russian music teachers to master 1–4 classes of the modules “Music in Human Life”, “Music of Theater and Cinema” and students of 5–8 classes of the module “Connection of Music with Other Forms of Art” of the new Federal Working Program, to form students’ personal results in terms of patriotic and civic education.
Key words: film music; patriotism; patriotic education; means of education; music education; Chinese schoolchildren; musical art; educational process

Для цитирования:

Кашина, Н. И. Киномузыка в патриотическом воспитании обучающихся в Китае / Н. И. Кашина, Цзян Бовэнь, И. А. Ахьямова [и др.]. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 134-141.

For citation

Kashina, N. I., Jiang, Bowen, Akhyamova, I. A. et al. (2024). Film Music in Patriotic Education of Students in China // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 134-141.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.