Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема исследования. «Взаимодействие» с учебником происходит регулярно на протяжении школьных лет жизни и может быть фактором субъективного благополучия / неблагополучия учеников, влияя на их социальную и индивидуальную успешность. Однако среди внушительного объема работ, посвященных учебникам, обнаружены лишь единицы, содержащие исследования мнений обучающихся об учебниках. Цель исследования – заполнить этот пробел и провести качественное исследование мнений школьников об учебниках, учитывая не только содержательно-смысловые аспекты (содержание, структура, язык учебной книги), но и внешние факторы (дизайн, иллюстративный материал, способы работы с учебником). Методология и методы исследования. Было проведено четыре фокус-группы, участниками которых стали подростки 7–9-х классов – обучающиеся томских школ и лицеев; общее количество респондентов – 42. Исследование осуществлено в ноябре-декабре 2023 года. Применен партисипативный подход, предполагающий вовлечение школьников как ключевых интересантов в обсуждение вопросов дидактического и методического оснащения образовательного процесса. Основные результаты. Фокусированное интервью включало в себя общую и специальную часть, связанную с обсуждением учебников по двум предметам (физика, литература). Обучающиеся назвали свои ассоциации со словом «учебник»; ответили, для чего нужен учебник школьнику; отметили наиболее полезные источники информации, используемые ими в процессе учебы, что дало возможность определить среди источников информации место учебника; рассказали о процессе взаимодействия с учебником в школе и дома; представили свое мнение об «идеальном учебнике»; сделали вывод о необходимости изучать мнение школьников об учебниках. Научная новизна результатов. В результате пилотного исследования было выявлено: для школьников важно, чтобы учебник был «автономным», т. е. понятным, самодостаточным. Среди проблемных зон респонденты отметили не только аспекты, связанные с содержанием и структурой, но и с материальными характеристиками учебников, влияющими на общую картину благополучия / неблагополучия субкультуры школьного детства. Практическая и теоретическая значимость результатов. Работа вносит вклад в понимание специфики восприятия учащимися содержания, функционала и дизайна школьного учебника. Полученные результаты могут быть учтены при формировании учебной самостоятельности школьников и культуры работы с учебной книгой. Материалы исследования могут быть использованы, во-первых, для более масштабного изучения мнения обучающихся, во-вторых, при разработке требований к школьным учебникам, в-третьих, учтены в деятельности учителей-предметников.
Ключевые слова: школьные учебники; содержание учебников; учебные материалы; подростки; мнения подростков; фокус-группа; восприятие учебников; партисипативный подход; пилотные исследования
Abstract: Research problem. “Interaction” with a textbook occurs regularly throughout the school years of life and can be a factor in the subjective well-being / ill-being of students, influencing their social and individual success. However, among the impressive volume of works devoted to textbooks, only a few were found containing studies of students’ opinions about textbooks. The purpose of the study is to fill this gap and conduct a qualitative study of schoolchildren’s opinions about textbooks, taking into account not only the content and semantic aspects (content, structure, language of the educational book), but also external factors (design, illustrative material, ways of working with the textbook). Research methodology and methods. Four focus groups were held, the participants of which were teenagers in grades 7–9 students of Tomsk schools and lyceums; the total number of respondents was 42. The study was carried out in November-December 2023. A participatory approach was used, involving schoolchildren as key stakeholders in the discussion of issues of didactic and methodological equipment of the educational process. Main results. The focused interview included a general and a special part related to the discussion of textbooks in two subjects (physics, literature). Students named their associations with the word “textbook”; answered why a schoolchild needs a textbook; noted the most useful sources of information used by them in the learning process, which made it possible to determine the place of a textbook among the sources of information; talked about the process of interaction with a textbook at school and at home; presented their opinion on the “ideal textbook”; concluded that it is necessary to study the opinion of schoolchildren about textbooks. Scientific novelty of the results. The work contributes to the understanding of the specifics of students’ perception of the content, functionality and design of a school textbook. The results obtained can be taken into account when forming the educational independence of schoolchildren and the culture of working with a textbook. The research materials can be used, firstly, for a larger-scale study of students’ opinions, secondly, when developing requirements for school textbooks, and thirdly, taken into account in the activities of subject teachers.
Key words: school textbooks; textbook content; teaching materials; adolescents; adolescents’ opinions; focus group; textbook perception; participatory approach; pilot studies

Для цитирования:

Полева, Е. А. Представления подростков о современных учебниках (результаты пилотного исследования) / Е. А. Полева, Т. Д. Подкладова, М. А. Червонный, Е. А. Сафонова, Э. Г. Гельфман. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 131-140.

For citation

Poleva, E. A., Podkladova, T. D., Chervonny, M. A., Safonova, E. A., Gelfman, E. G. (2024). Adolescents’ Perceptions of Modern Textbooks (Results of a Pilot Study) // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 131-140.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.