Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена значимостью приобщения современных школьников к ценностям классического искусства. Поднимается проблема обращения к средствам музейной педагогики в развитии у подрастающего поколения интереса к подлинным произведениям искусства и культуры. Проанализированы обновленные формы экскурсий и практических занятий в музее изобразительного искусства, связанные с активизацией личностного и художественного опыта школьников в процессе их приобщения к художественной и музыкальной классике. Выделены методы педагогики художественного образования, направленные на восприятие-размышление детей о произведении искусства на основе музыкальных ассоциаций и театрализованной деятельности (методы: эмоционального погружения в образный строй картины, эмпатии и уподобления герою произведения, единства восприятия и созидания на каждом занятии). Описаны игровые задания по активизации личностного и художественного опыта детей при восприятии произведений изобразительного искусства: «Звучащие пейзажи», «Путешествия в ожившие картины», «Расшифровка абстрактных композиций» и т. п. Представлены примеры создания проблемных ситуаций в творческих заданиях для школьников по анализу классических произведений разных жанров изобразительного искусства на занятиях в музее. Обобщен опыт проведения практических занятий со студентами – будущими учителями в Екатеринбургском музее изобразительного искусства в рамках спецкурса «Музей и дети», разработанного в Институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: музейная педагогика; художественно-ассоциативные методы; восприятие произведений искусства; живопись; музыка; младшие школьники; изобразительное искусство; музейные экскурсии; музейная деятельность; художественные музеи
Abstract: The relevance of the article is due to the importance of introducing modern schoolchildren to the values of classical art. The problem of using the means of museum pedagogy in the development of the younger generation’s interest in authentic works of art and culture is raised. The updated forms of excursions and practical classes at the Museum of Fine Arts are analyzed, associated with the activation of personal and artistic experience of schoolchildren in the process of their familiarization with the art classics. The methods of pedagogy of art education aimed at children’s perception and reflection on a work of art based on musical associations and theatrical activities are highlighted (methods: emotional immersion in the figurative structure of the picture, empathy and likening to the hero of the work, unity of perception and creation in each lesson). Game tasks are described to activate the personal and artistic experience of children in the perception of works of fine art: “Sounding landscapes”, “Journeys into animated paintings”, “Decoding abstract compositions”, etc. Examples of creating problematic situations in creative tasks for schoolchildren on the analysis of classical works of various genres of fine art in the classroom at the museum are presented. The experience of conducting practical classes with students – future teachers at the Ekaterinburg Museum of Fine Arts in the framework of the special course “Museum and Children”, developed at the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood of the Ural State Pedagogical University, is summarized.
Key words: museum pedagogy; artistic-associative methods; perception of works of art; painting; music; primary school students; fine arts; museum excursions; museum activities; art museums

Для цитирования:

Куприна, Н. Г. Музыка и театрализация в восприятии изобразительного искусства младшими школьниками в музее / Н. Г. Куприна, Е. В. Коротаева, С. А. Новоселов [и др.]. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 124-130.

For citation

Kuprina, N. G., Korotaeva, E. V., Novoselov, S. A. (2024). Music and Theatricalization in the Perception of Fine Art by Younger Schoolchildren in the Museum // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 124-130.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.