Вам может быть интересно:
Архив журнала
Ресурсный подход к диагностике суицидального поведения обучающихся: разработка и психометрические характеристики скрининговой процедуры
- 57
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено теоретико-методологическое и эмпирическое обоснование возможности диагностики суицидального поведения обучающихся на основе оценки их личностных ресурсов. Описана процедура разработки и психометрической проверки скрининговой процедуры оценки личностных ресурсов обучающихся. В апробации процедуры приняли участие 5000 обучающихся, проживающих в 9 регионах Российской Федерации: Свердловская, Курганская, Сахалинская, Новосибирская области, Пермский край, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Херсонская область. Среди них 3047 обучающихся 5–11 классов общеобразовательных организаций, 978 обучающихся организаций средне-профессионального образования, 975 обучающихся организаций высшего образования. В качестве методов психометрической проверки скрининговой процедуры использовались: метод экспертных оценок для проверки содержательной валидности; корреляционный анализ для оценки внутренней и внешней валидности, ретестовой надежности; расчет средних значений и стандартного отклонения для определения тестовых норм. В ходе апробации и психометрической проверки скрининговая процедура показала высокие показатели валидности и надежности, что свидетельствует о возможности применения этого инструмента для диагностики личностных ресурсов обучающихся и выявления тех, кто нуждается в особом внимании педагога-психолога образовательной организации. Скрининговая процедура может быть включена в комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на основе ресурсного подхода к диагностике и профилактике суицидального поведения.
Ключевые слова: суицид; суицидальное поведение; самоубийство; диагностика суицидального поведения; методы диагностики; диагностический инструментарий; ресурсный подход; личностные ресурсы; диагностика личностных ресурсов; скрининг; валидность; надежность
Abstract: The article presents a theoretical, methodological and empirical justification for the possibility of diagnosing suicidal behavior of students based on an assessment of their personal resources. The procedure for the development and psychometric verification of a screening procedure for evaluating students’ personal resources is described. The procedure was tested in 2023, 5000 students living in 9 regions of the Russian Federation took part in it: Sverdlovsk Region, Kurgan Region, Sakhalin Region, Novosibirsk Region, Perm Territory, Republic of Crimea, Republic of Sakha (Yakutia), Udmurt Republic, Kherson region. Among them are 3047 students of grades 5–11 of general education organizations, 978 students of secondary vocational education organizations, 975 students of higher education organizations. The methods of psychometric verification of the screening procedure were: the method of expert assessments to verify the substantive validity; correlation analysis to assess internal and external validity, retest reliability; calculation of average values and standard deviation to determine test norms. During the approbation and psychometric verification, the screening procedure showed high levels of validity and reliability, which indicates the possibility of using this tool to diagnose students’ personal resources and identify those who need special attention from a teacher-psychologist of an educational organization. The screening procedure can be included in the comprehensive psychological and pedagogical support of students based on a resource-based approach to the diagnosis and prevention of suicidal behavior.
Key words: suicide; suicidal behavior; suicide; diagnostics of suicidal behavior; diagnostic methods; diagnostic tools; resource approach; personal resources; diagnostics of personal resources; screening; validity; reliability
Для цитирования:
Васягина, Н. Н. Ресурсный подход к диагностике суицидального поведения обучающихся: разработка и психометрические характеристики скрининговой процедуры / Н. Н. Васягина, Е. С. Баринова, Е. Н. Григорян. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 370-380.
For citation
Vasyagina, N. N., Barinova, E. S., Grigorian, E. N. (2024). A Resource-Based Approach to the Diagnosis of Suicidal Behavior of Students: Development and Psychometric Characteristics of a Screening Procedure // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 370-380.