Вам может быть интересно:
Архив журнала
Содержательный компонент программы «Социально-психологическая адаптация будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство»
- 52
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается содержание авторской программы «Социально-психологическая адаптация будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство». Автором определено, что социально-психологическая адаптация будущих педагогических работников в исторических регионах имеет свою специфику. В этой связи необходимо определить направления личностного самоопределения и развития профессиональной идентичности будущих педагогов, а особенно студентов-первокурсников, обучающихся по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки. Целью работы является определение векторов личностного самоопределения и развития профессиональной идентичности студентов-первокурсников исторических регионов России через призму реализации программы «Социально-психологическая адаптация будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство». Методологически исследование опирается на представление о социально-психологической адаптации как о способности применять широкий спектр приемов психологической самопомощи, использовать копинг-стратегии. В статье описано содержание авторской программы, ядром которой является проведение социально-психологического тренинга – цикла мероприятий, включающих в себя психологическую диагностику, выполнение упражнений на развитие навыков саморегуляции, эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и иного, групповые дискуссии, направленные на повышение психологической грамотности, иные мероприятия. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской программы «Социально-психологическая адаптация будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство» и ее реализации в вузах исторических регионов России. Практическая значимость заключается в возможности использования авторской программы и в ее адаптации под иные направления высшего образования.
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих педагогов; педагогические кадры; социально-психологическая адаптация; авторские программы; социально-психологические тренинги; исторические регионы; общероссийское образовательное пространство
Abstract: The article examines the structure and content of the author’s program “Socio-psychological adaptation of future teaching staff in conditions of integration into the all-Russian educational space”. The author has determined that the socio-psychological adaptation of future teaching staff in historical regions has its own specifics. In this regard, it is necessary to determine the directions of personal self-determination and the development of professional identity of future teachers, and especially first-year students studying at UGSN (enlarged groups of specialties and directions of training) 44.00.00 Education and pedagogical sciences. The aim of the work is to determine the theoretical foundations of personal self-determination and the development of professional identity of first-year students of historical regions of Russia, to develop and test the program “Socio-psychological adaptation of future teaching staff in conditions of integration into the all-Russian educational space”. Methodologically, the study is based on the idea of socio-psychological adaptation as the ability to apply a wide range of psychological self-help techniques and use coping strategies. The article clearly outlines the structure of the author's program, which involves conducting socio-psychological training – a cycle of activities that include psychological diagnostics, exercises to develop self-regulation skills, emotional intelligence, stress tolerance and other, group discussions aimed at improving psychological literacy and other activities.
The scientific novelty of the research lies in the development of the author’s program “Socio-psychological adaptation of future teaching staff in conditions of integration into the all-Russian educational space” and its implementation in universities of historical regions of Russia. The practical significance lies in the possibility of using the author's program and adapting it to other areas of higher education.
Key words: pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; teaching staff; social and psychological adaptation; author’s programs; social and psychological trainings; historical regions; all-Russian educational space
Для цитирования:
Степанюк, Е. И. Содержательный компонент программы «Социально-психологическая адаптация будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство» / Е. И. Степанюк. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 361-369.
For citation
Stepanyuk, E. I. (2024). Substantive Component of the Program “Social and Psychological Adaptation of Future Teaching Staff in the Conditions of Integration into the All-Russian Educational Space” // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 361-369.