Архив журнала
Медиаграмотность детей с ОВЗ по оценкам педагогов (по результатам прикладного социологического исследования)
- 59
- Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Медиаграмотность сегодня – тот термин, который используется в научной литературе достаточно часто, однако имеет широкий круг определений. Чаще всего под ним подразумевается способность человека критически осмыслять медиаконтент, отделяя правдивую информацию от ложной. При активном внедрении медиапрактик в образовательное пространство современной школы мы неизбежно приходим к необходимости изучения процессов формирования и определения уровня медиаграмотности всех субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей). Вместе с тем следует признать, что опыт подобных исследований еще требует осмысления. Авторы делают попытку подойти к вопросу исследования медиаграмотности особой категории обучающихся (детей с ОВЗ) через интерпретативные практики. Необходимость изучения мнения и установки самих педагогов об особенностях развития медиаграмотности у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного пространства современной школы остается актуальной целью на данном проблемном поле: существует ли в представлениях учителей специфический взгляд на уровень медиаграмотности у разных категорий обучающихся, из чего складывается его оценка, каковы потребности детей с ОВЗ в формировании медиакомпетенций и как строится педагогическая деятельность в направлении их развития. В статье изложены результаты прикладного социологического исследования, проведенного в качественной стратегии методами группового фокусированного интервью (N – 12) и полуформализованного интервью (N – 15) с учителями образовательных организаций Свердловской области, имеющими опыт работы в инклюзивном пространстве. Именно «мягкие» формы работы с информантами, по мнению авторов, наиболее эффективны при исследовании экспертных оценок и позволяют выделить основные идеи, связанные с оценкой уровня медиаграмотности детей с ОВЗ, спецификой его проявления и возможностями педагогов сопровождать процессы развития медиакомпетенций. Авторы приходят к выводам, связанным с тем, что педагоги, действительно, сегодня позиционируют медиа и их ресурсную составляющую в качестве важного элемента учебного процесса. Особый статус они приобретают в представлениях учителей относительно высокого потенциала для инклюзии при педагогическом взаимодействии с детьми с ОВЗ. Результаты исследования указывают на то, что педагоги склонны определять уровень их медиаграмотности как сходный в целом с общим уровнем медиаграмотности школьников вообще. Вместе с тем подчеркивается, что именно среди данной категории обучающихся имеются те, кого отличает «низкий» и даже «очень низкий» уровни, что определяет необходимость целенаправленного рассмотрения вопросов о его формировании и развитии в условиях инклюзивной образовательной среды.
Ключевые слова: медиаграмотность; медиакомпетенции; медиапрактики; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; социологические исследования
Abstract: Media literacy today is a term that is used quite often in scientific literature, but has a wide range of definitions. Most often, it means a person’s ability to critically comprehend media content, separating true information from false. With the active introduction of media practices into the educational space of a modern school, we inevitably come to the need to study the processes of formation and determination of the level of media literacy of all subjects of the educational process (teachers, students and their parents). The authors make an attempt to approach the issue of studying media literacy of a special category of students (children with disabilities) through the interpretive practices. At the same time, it should be recognized that the experience of such studies still requires reflection. After all, the need to study the opinions and attitudes of teachers themselves about the specifics of developing media literacy in children with disabilities in the context of an inclusive educational space of a modern school remains a relevant goal in this problematic field: is there a specific view in teachers’ views on the level of media literacy in different categories of students, what is its assessment based on, what are the needs of children with disabilities in developing media competencies and how is pedagogical activity structured in the direction of their development. The article presents the results of an applied sociological study conducted in a qualitative strategy using methods of group focused interviews (N – 12) and semi-formalized interviews (N – 15) with teachers of educational institutions of the Sverdlovsk region who have experience working in an inclusive space. According to the authors, it is the “soft” forms of work with informants that are most effective in studying expert assessments and will allow us to identify the main ideas related to assessing the level of media literacy of children with disabilities, the specifics of its manifestation and the ability of teachers to accompany the processes of developing media competencies. The authors come to conclusions related to the fact that teachers today really position media and their resource component as an important element of the educational process. They acquire a special status in the teachers’ ideas regarding the high potential for inclusion in pedagogical interaction with children with disabilities. The results of the study indicate that teachers tend to define their level of media literacy as similar, in general, to the general level of media literacy of schoolchildren in general. At the same time, it is emphasized that it is among this category of students that there are those who are distinguished by a “low” and even “very low” level, which determines the need for a targeted consideration of issues of its formation and development in the conditions of an inclusive educational environment.
Key words: media literacy; media competencies; media practices; disabilities; limited health opportunities; children with disabilities; inclusive education; inclusive educational environment; sociological research
Для цитирования:
Шалагина, Е. В. Медиаграмотность детей с ОВЗ по оценкам педагогов (по результатам прикладного социологического исследования) / Е. В. Шалагина, Е. Д. Цыбина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 381-388.
For citation
Shalagina, E. V., Tsybina, E. D. (2024). Media Literacy of Children with Disabilities According to Teachers’ Assessments (Based on the Results of Applied Sociological Research) // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 381-388.