Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья ставит перед собой целью критически рассмотреть свидетельства оценки школьной готовности детей в русскоязычных научных исследованиях, выделить широко изучаемые конструкты и используемые методики их измерения, а также обозначить важные вызовы в отношении унификации системы оценки готовности детей к школе в России. Поиск источников осуществлялся в журналах баз данных РИНЦ электронной библиотеки Elibrary. Отбирались исследования на русском языке, проведенные на территории России. Из 3302 публикаций соответствующего поискового запроса было отобрано 241 экспериментальное исследование, отвечающее заданным критериям включения и исключения. На их основании было выделено несколько наиболее крупных групп психосоциальных конструктов, таких как мотивация, эмоциональное состояние, тревожность и самооценка, когнитивные способности и социальная адаптация, а также 84 методики измерения этих конструктов. Помимо разобщенности в отношении формулировки определений конструктов и их структуры, литературный обзор выявил преобладание проективных методик, не поддающихся эмпирическому обоснованию, в отличие от психометрических. Таким образом, ввиду накопленного массива данных в русскоязычной научной литературе с использованием проективных методик подчеркивается проблема отбора тех, которые имеют адекватную научно обоснованную базу для измерения психологических конструктов готовности детей к школе. В этой связи представляется целесообразным проведение экспертных советов в лице национальных профильных организаций для согласования набора конструктов и научно-обоснованных методик с целью введения унифицированного подхода к оценке школьной готовности детей в России.
Ключевые слова: подготовка к школе; начальная школа; школьная зрелость; младшие школьники; школьная адаптация; учебная мотивация; эмоциональные состояния; тревожность; самооценка личности; когнитивные способности; социальная адаптация; проективные методики; психометрические методики; готовность к школе
Abstract: The article aims to critically review the evidence for assessing school readiness in Russian research. Summarizing widely used constructs and methodologies, it highlights important challenges in conducting uniform assessment of children’s school readiness in Russia. Journal articles were searched in the Elibrary.ru database. Only those studies that had the Russian Science Citation Index and were conducted in the Russian language in Russia were selected. 241 experimental studies meeting the specified inclusion and exclusion criteria were selected from 3302 publications of the relevant search query. As a result, there were identified several large groups of psychosocial constructs (motivation, emotional states, anxiety, self-esteem, cognitive abilities and social adaptation) and 84 methodologies to measure those constructs. Apart from numerous disparities in the use of the constructs’ terms and structure, this literature review of Russian research on children’s school readiness identified the problem of dominating projective methodologies that generally have a limited evidence base compared to psychometric methodologies that are considered more reliable. Thus, in view of the unsatisfactory quality of data accumulated over the years with the use of mostly projective methodologies, it is proposed that a national expert panel should be convened to select the constructs and evidence-based methodologies with the aim of introducing a uniform approach for assessing children’s school readiness in Russia.
Key words: preparation for school; primary school; school maturity; younger students; school adaptation; academic motivation; emotional states; anxiety; self-esteem; cognitive abilities; social adaptation; projective techniques; psychometric techniques; school readiness

Для цитирования:

Юзар, В. В. Готовность детей к начальной школе в России: литературный обзор конструктов и методик / В. В. Юзар, К. Н. Глазунова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 132-145.

For citation

Yuzar, V. V., Glazunova, K. N. (2025). Children’s Readiness for Primary School in Russia: Literature Review of Constructs and Methods // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 132-145.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.