Вам может быть интересно:
Архив журнала
Понятие героизма и героя в восприятии студентов вуза: роль исторической памяти и преемственности поколений в контексте дисциплины «Основы российской государственности»
- 48
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье исследуется восприятие понятий героизма и героя среди студентов высшего учебного заведения через призму исторической памяти и преемственности поколений. Целью данного исследования являются изучение восприятия понятий героизма и героя среди студентов вузов в контексте курса «Основы российской государственности», а также выявление роли исторической памяти и преемственности поколений в формировании этих представлений. Для достижения этой цели были использованы качественные и количественные методы сбора данных, включая анкетирование 854 студентов 1 курса всех направлений и профилей подготовки в 2024/2025 уч. году, обучающихся во Владивостокском государственном университете, а также метод контент-анализа учебных материалов, связанных с данным курсом. По результатам анкетирования были выявлены особенности восприятия студентами героического начала, а также степень влияния исторических знаний и культурных традиций на молодежную идентичность. Большинство респондентов связывают понятие героизма с подвигами родных и близких, в контексте последних политических событий. Установлена прямая связь между интересом к истории своей страны и осознанием значимости героических поступков. Данное исследование является одним из первых, посвященных изучению взаимосвязи между восприятием героизма и исторической памятью в образовательной среде современного российского вуза. В статье подчеркивается важность сохранения исторической памяти для формирования устойчивых ценностных ориентиров и гражданской позиции будущих выпускников вуза. Результаты работы важны для дальнейших исследований вопросов преемственности поколений и роли исторической памяти в формировании национальной идентичности.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; героизм; герои; понятийный аппарат; историческая память; преемственность поколений; патриотизм; патриотическое воспитание; традиционные ценности; молодежная идентичность; основы российской государственности; учебные дисциплины
Abstract: The article explores the perception of the concepts of heroism and hero among students of a higher educational institution through the prism of historical memory and generational continuity. The purpose of this study is to study the perception of the concepts of heroism and hero among university students in the context of the course “Fundamentals of Russian Statehood”, as well as to identify the role of historical memory and generational continuity in the formation of these ideas. To achieve this goal, qualitative and quantitative data collection methods were used, including a survey of 854 students of the 1st year of all directions and training profiles in 2024/2025 studying at Vladivostok State University, as well as a method of content analysis of educational materials related to this course. According to the results of the survey, the features of the students’ perception of the heroic principle, as well as the degree of influence of historical knowledge and cultural traditions on youth identity, were revealed. Most respondents associate the concept of heroism with the exploits of relatives and friends, in the context of recent political events. A direct connection has been established between interest in the history of one’s country and awareness of the significance of heroic deeds. This study is one of the first to study the relationship between the perception of heroism and historical memory in the educational environment of a modern Russian university. The article emphasizes the importance of preserving historical memory for the formation of sustainable value guidelines and the civic position of future university graduates. The results of the work are important for further research on issues of generational continuity and the role of historical memory in the formation of national identity.
Key words: higher education institutions; students; heroism; heroes; conceptual apparatus; historical memory; continuity of generations; patriotism; patriotic education; traditional values; youth identity; foundations of Russian statehood; academic disciplines
Для цитирования:
Борзова, Т. А. Понятие героизма и героя в восприятии студентов вуза: роль исторической памяти и преемственности поколений в контексте дисциплины «Основы российской государственности» / Т. А. Борзова, О. А. Воронина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 146-153.
For citation
Borzova, T. A., Voronina, O. A. (2025). The Concept of Heroism and Hero in the Perception of University Students: The Role of Historical Memory and Continuity of Generations in the Context of the Discipline “Fundamentals of Russian Statehood” // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 146-153.