Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена структурно-функциональная модель формирования математической грамотности обучающихся 5–6 классов посредством обучения решению практико-ориентированных задач в школьном курсе математики. В своем исследовании под математической грамотностью школьников понимаем способность человека проводить математические рассуждения, формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. В последнее время мониторинги исследования математической грамотности 15-летних школьников проводятся на постоянной основе. Несмотря на современные реалии, оценка математической грамотности производится посредством национальных исследований, базирующихся на концепции PISA, основой которых являются практико-ориентированные задачи. Современные банки заданий содержат подобные задачи для разных возрастных категорий обучающихся, но наблюдается отсутствие приемов работы с практико-ориентированными задачами в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Средний результат российских учащихся 15-летнего возраста по сформированности математической грамотности составляет 488 баллов, что свидетельствует о недостаточном уровне умений самостоятельно действовать в новых ситуациях реального мира. Основную причину в недостаточном уровне сформированности математической грамотности школьников мы видим в отсутствии педагогической модели, содержащей полный комплекс взаимосвязанных элементов, обусловливающих эффективное формирование математической грамотности обучающихся. В связи с этим ключевая проблема нашего исследования: возможно ли на уровне основного общего образования разработать и описать структурно-функциональную модель формирования математической грамотности школьников 5–6 классов при решении практико-ориентированных задач? Формирование математической грамотности обучающихся 5–6 классов в рамках нашей исследовательской работы производилось посредством внеурочных занятий курса «Математическая лаборатория экономиста», являющегося авторской разработкой, основу которого составляют практико-ориентированные задачи. В статье представлены основные компоненты структурно-функциональной модели формирования математической грамотности школьников 5–6 классов (концептуально-целевой, содержательно-технологический, результативно-оценочный), приведены характеристики внеурочного занятия разработанного курса «Математическая лаборатория экономиста» и представлена классификация практико-ориентированных задач, разработанных для данного курса.
Ключевые слова: математика; методика преподавания математики; методика математики в школе; математическая грамотность; школьники; структурно-функциональные модели; формирование математической грамотности; практико-ориентированные задачи; решение задач; пятиклассники; шестиклассники
Abstract: The article presents a structural and functional model for the formation of mathematical literacy of students in grades 5–6 through training in solving practice-oriented problems in a school mathematics course. In our study, under the mathematical literacy of schoolchildren, we understand the ability of a person to conduct mathematical reasoning, formulate, apply, interpret mathematics to solve problems in a variety of real-world contexts. Recently, monitoring studies of mathematical literacy of 15-year-old schoolchildren have been conducted on an ongoing basis. Despite modern realities, the assessment of mathematical literacy is carried out through national studies based on the PISA concept, which are based on practice-oriented tasks. Modern task banks contain similar tasks for different age categories of students, but there is a lack of techniques for working with practice-oriented tasks in accordance with the age characteristics of students. The average result of Russian students of 15 years of age in the formation of mathematical literacy is 488 points, which indicates an insufficient level of skills to act independently in new real-world situations. The main reason for the insufficient level of formation of mathematical literacy of schoolchildren, we see in the absence of a pedagogical model containing a full range of interrelated elements that determine the effective formation of mathematical literacy of students. Therefore, the key problem of our research is: is it possible at the level of basic general education to develop and describe a structural and functional model for the formation of mathematical literacy of schoolchildren in grades 5–6 when solving practice-oriented tasks? The formation of mathematical literacy of students in grades 5–6 within the framework of our research work was carried out through extracurricular activities of the course “Mathematical Laboratory of an economist”, which is an author’s development, the basis of which is practice-oriented tasks. The article presents the main components of the structural and functional model of the formation of mathematical literacy of schoolchildren in grades 5–6 (conceptually-targeted, content-technological, performance-evaluative), describes the characteristics of extracurricular activities of the developed course “Mathematical Laboratory of an economist” and presents a classification of practice-oriented tasks developed for this course.
Key words: mathematics; methods of teaching mathematics; methods of mathematics in school; mathematical literacy; schoolchildren; structural and functional models; development of mathematical literacy; practice-oriented tasks; problem solving; fifth-graders; sixth-graders

Для цитирования:

Новикова, О. Н. Структурно-функциональная модель формирования математической грамотности при обучении школьников 5–6 классов решению практико-ориентированных задач / О. Н. Новикова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 122-131.

For citation

Novikova, O. N. (2025). A Structural and Functional Model for the Formation of Mathematical Literacy in Teaching Students of Grades 5–6 to Solve Practice-Oriented Problems // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 122-131.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.