Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме осознанного материнства. Авторы, принимая во внимание доказанное влияние личностных факторов на поведение современных матерей, предположили, что существует осознанное материнство, имеющее личностные предикторы. Поставленная проблема обусловила цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении личностных предикторов осознанного материнства. В ходе теоретического анализа текстов удалось определить содержание понятия «материнство», под которым понимают сложное, системное образование, затрагивающее все сферы личности женщины и оказывающее влияние на характер ее взаимодействия с ребенком; взаимосвязь материнства и субъектности матери. Авторы утверждают, что осознанное материнство – это интегративная характеристика личности женщины-матери, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное отношение к воспитательной деятельности, ребенку и к самой себе как субъекту семейного воспитания. Цель исследования определила выбор эмпирических методов: опрос, тестирование (опросник «Уровень субъектности матери» (Н. Н. Васягина, К. В. Гуляева); опросники терминальных ценностей (И. Г. Сенин) и «Особенности принятия родительской позиции» (Е. И. Захарова); сочинение «Я – мама» (Н. Н. Васягина); тест «Ценностная направленность матери (Е. И. Захарова)); методов обработки и интерпретации результатов: факторный анализ. В исследовании приняли участие 102 матери, проживающие в разных регионах Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно. Для реализации цели они были разделены на 2 группы: «осознанные матери» и «матери» по 51 человеку. Для обработки данных был использован метод многомерной математической статистики, позволивший эмпирически подтвердить наличие личностных предикторов осознанного материнства: ценностное отношение к материнству: признание материнства ценностью, стремление к развитию в семейной жизни, ценность достижения; осознанность и целенаправленность в воспитании: сознательность матери в воспитательной деятельности и целенаправленность воспитания. Полученные в ходе исследования данные могут быть положены в основу разработки программ психолого-педагогической помощи матерям, испытывающим сложности в реализации семейного воспитания из-за несформированности осознанного материнства.
Ключевые слова: материнство; осознанное материнство; этапы развития материнства; филогенез материнства; личностные предикторы; ценность материнства; семейное воспитание
Abstract: The article is devoted to the current psychological and pedagogical problem of conscious motherhood. The authors, taking into account the proven influence of personal factors on the behavior of modern mothers, suggested that there is conscious motherhood with personal predictors. This problem determined the purpose of the study, which is to theoretically substantiate and empirically confirm the personal predictors of conscious motherhood. During the theoretical analysis of the texts, it was possible to determine the content of the concept of “motherhood”, which is understood as a complex, systematic education affecting all areas of a woman’s personality and influencing the nature of her interaction with her child; the relationship between motherhood and the subjectivity of the mother. The authors argue that conscious motherhood is an integrative characteristic of the personality of a female mother, reflecting an actively selective, proactive and responsible attitude towards educational activities, the child and herself as a subject of family education. The purpose of the study determined the choice of empirical methods: survey, testing (questionnaire “The level of subjectivity of the mother” (N. N. Vasyagina, K. V. Gulyaeva); survey, testing (questionnaires of terminal values (I. G. Senin) and “Peculiarities of adopting a parental position” (E. I. Zakharova); essay “I am a mother” (N. N. Vasyagina); test “Mother’s value orientation” (E. I. Zakharova)) and expert assessment; methods of processing and interpreting the results: factor analysis. 102 mothers living in different regions of the Russian Federation participated in the study. Empirical data was collected remotely. To achieve this goal, they were divided into 2 groups: “conscious mothers” and “mothers” of 51 people each. To process the data, the method of multidimensional mathematical statistics was used, which made it possible to empirically confirm the presence of personal predictors of conscious motherhood: value attitude to motherhood: recognition of motherhood as a value, striving for development in family life, the value of achievement; awareness and purposefulness in upbringing: mother’s awareness in educational activities and purposefulness of upbringing. The data obtained in the course of the study can be used as a basis for the development of programs of psychological and pedagogical assistance to mothers experiencing difficulties in implementing family education due to the lack of conscious motherhood.
Key words: motherhood; conscious motherhood; stages of motherhood development; phylogenesis of motherhood; personal predictors; value of motherhood; family education

Для цитирования:

Галагузова, Ю. Н. Личностные предикторы осознанного материнства / Ю. Н. Галагузова, Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук, Е. А. Югова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 327-337.

For citation

Galaguzova, Yu. N., Mazurchuk, E. O., Mazurchuk, N. I., Yugova, E. A. (2025). Personal Predictors of Conscious Motherhood // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 327-337.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.