Вам может быть интересно:
Архив журнала
Исследование профессионального выгорания и жизнестойкости женщин-педагогов
- 53
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Авторы постарались ответить на закономерный вопрос: насколько факторы жизнестойкости позволяют противостоять профессиональному выгоранию женщин-педагогов? Целью исследования стало изучение влияния жизнестойкости женщин-педагогов на их профессиональное выгорание в контексте специфики педагогической деятельности. В основе методологии исследования были использованы: тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой), опросник профессионального выгорания Маслач (в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой), авторская анкета для уточнения особенностей отношения педагогов к системе образования. Выборку составили 834 педагога женского пола в возрасте от 21 до 69 лет, работающие в образовательных организациях Свердловской области. В результате исследования выявлено, что высокий уровень жизнестойкости и низкий риск профессионального выгорания определяются такими ценностно-смысловыми переживаниями, как принятие реформ образования, эмоциональное отношение к профессии, соответствие профессии ценностной сфере. Новизна исследования состоит в том, что впервые на большой выборке испытуемых уточнено значение жизнестойкости в профессиональном выгорании женщин-педагогов, а с помощью факторного анализа определены показатели, определяющие их социально-психологическую адаптацию в профессии. Практическая значимость состоит в том, что на основе результатов исследования возможно разработать программу сопровождения профессионального становления и реализации профессионально-психологического потенциала педагогов. Кроме того, материалы могут быть использованы и в процессе профориентационной работы с будущими педагогами, а также в период обучения в педагогических вузах.
Ключевые слова: педагогическая психология; профессиональное выгорание; синдром профессионального выгорания; профилактика профессионального выгорания; профилактическая работа; педагогическая деятельность; жизнестойкость личности; личность педагога; женщины-педагоги; система педагогической работы; общеобразовательные учебные заведения
Abstract: The work is devoted to studying the influence of resilience of female teachers on their professional burnout in the context of the specifics of pedagogical activity. The study used: the Maddi resilience test (adapted by D. A. Leontiev and E. I. Rasskazova), the Maslach professional burnout questionnaire (adapted by N. E. Vodopyanova and E. S. Starchenkova), the author’s questionnaire, to clarify the characteristics of teachers’ attitudes to the education system. The sample included 834 female teachers aged 21 to 69 years, working in educational institutions of the Sverdlovsk region. It was revealed that a high level of resilience and a low risk of professional burnout are determined by such value-semantic experiences as the acceptance of educational reforms, an emotional attitude to the profession, and the correspondence of the profession to the value sphere. The novelty of the study lies in the fact that for the first time, a large sample of subjects clarified the importance of resilience in the professional burnout of female teachers, and using factor analysis, indicators determining their socio-psychological adaptation to the profession were determined. The practical significance lies in the fact that, based on the research results, it is possible to develop a program to support the professional development and realization of the professional and psychological potential of teachers. In addition, the materials can be used in the process of career guidance work with future teachers, as well as during their studies at pedagogical universities.
Key words: educational psychology; professional burnout; professional burnout syndrome; professional burnout prevention; preventive work; pedagogical activity; personal resilience; teacher personality; female teachers; system of pedagogical work; general education institutions
Для цитирования:
Токарская, Л. В. Исследование профессионального выгорания и жизнестойкости женщин-педагогов / Л. В. Токарская, А. В. Мальцев, Н. К. Голикова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 317-326.
For citation
Tokarskaya, L. V., Maltsev, A. V., Golikova, N. K. (2025). A Study of Professional Burnout and Resilience of Female Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 317-326.