Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена описанию опыта использования феномена прецедентности поликодового текста в практике преподавания теоретических курсов в рамках профессионального языкового и иноязычного образования. Цель статьи – показать возможные алгоритмы лингвистического анализа таких сложных явлений, как прецедентный феномен, и дать примеры проблемно-поисковых и проблемно-исследовательских заданий и задач. В качестве иллюстративного материала были использованы примеры английской политической карикатуры конца XVIII в., построенной на прецедентности разных типов. В частности, были взяты две карикатуры Дж. Гилрея. Одна из них связана с проведением денежной реформы в Англии и предполагает обращение к античной мифологии, работам античных авторов и писателей, современных художнику. Вторая карикатура требует знания Библии и реалий политической ситуации в Англии конца XVIII в. Методология исследования построена на комбинации проблемного метода лингводидактики и лингвистических методик анализа, включая структурно-семантические, сравнительно-исторические и когнитивно-дискурсивные. При использовании материала прецедентности в поликодовом тексте в процессе профессиональной подготовки мы предлагаем сохранять традиционные этапы работы с текстом. В статье показаны пошаговые алгоритмы внедрения таких форм дидактических работ. Описание опыта работы с таким материалом предназначено для преподавателей, ведущих различные теоретические и практико-ориентированные курсы профессиональной предметной подготовки на отделениях иностранных языков и филологических факультетах. Отдельные итоги будут полезны ученым, занимающимся проблемами лингвокультурологического характера.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; языковое образование; английский язык; методика преподавания английского языка; методика английского языка в вузе; история английского языка; поликодовые тексты; политическая карикатура; лингводидактика; лингводидактические технологии; иноязычное образование; поликодовые компетенции; прецедентные феномены; профессионально-коммуникативные компетенции; иноязычные компетенции
Abstract: This paper describes the way how various types of precedent phenomena in polycode or multimodal texts can be introduced in theoretical subjects in the course of language professional training. The aim of the article is to present possible algorithms of linguistic analysis on the data of such complex object of study as precedent phenomena and to suggest problem-based activities in connection with such texts. Some examples of English political cartoon of the end of the 18th century have been chosen to illustrate possible steps, as they are rich in precedent phenomena of various types. In particular, we have chosen two cartoons by James Gillray. The first cartoon is connected with the financial reform in England. In order to read this cartoon, a student must be aware of ancient myths, works by the authors of Ancient Greece and Rome, alongside the works of authors, who lived and were popular in the same time as James Gillray. The second cartoon is based on the Holy Bible and requires at least some knowledge of political realities, typical for England at the end of the 18th century. The methods of investigation are formed on the basis of problem-solving approach in linguodidacics and linguistic methods, such as structural semantics, comparative and cognitive discourse approaches. The authors suggest that while implementing such data, traditional stages of pre-reading, while-reading and post-reading should be followed. The article aims at describing such step-by-step algorithms, which illustrate how linguistic methods work. The results are of interest to the university staff who introduces linguocultural data while conducting various theoretical disciplines in linguistic professional training. The results may also be of interest to the staff and scholars dealing with linguocultural data in general.
Key words: higher education institutions; students; language education; English language; methods of teaching English; methods of English language in higher education institutions; history of the English language; polycode texts; political caricature; linguodidactics; linguodidactic technologies; foreign language education; polycode competencies; precedent phenomena; professional and communicative competencies; foreign language competencies

Для цитирования:

Шустрова, Е. В. Использование прецедентности поликодового текста в лингводидактических технологиях профессионального иноязычного образования / Е. В. Шустрова, А. П. Чудинов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 250-261.

For citation

Shustrova, E. V., Chudinov, A. P. (2025). Use of Precedent Polycode Texts in Linguodidactic Techniques for Language Professional Training // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 250-261.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.