Вам может быть интересно:
Архив журнала
Тенденция и динамика изменения профессиональной самоидентификации студентов, обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности»
- 55
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено исследование развития профессиональной самоидентификации студентов педагогического университета, обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности», проведенное для ответа на вопрос: как изменяется уровень профессиональной самоидентификации студентов в ходе получения ими высшего педагогического образования? Цель исследования – определение тенденции и динамики изменения уровня профессиональной самоидентификации студентов. В работе был использован комплекс из трех методик: опросник профессиональных склонностей (Л. Йоваши в модификации Г. Резапкина), диагностический тест профессиональная идентичность / маргинализм (Е. Ермолаева), опросник профессиональной готовности ((ОПГ-6) Л. Карбадова). Участниками исследования стали 124 студента, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности» с 1 по 4 курсы. Также в исследовании были использованы методы: анализ научной литературы, математическая статистика (стандартная ошибка, t-критерий Стьюдента), логические (анализ, синтез, дедукция и др.). В результате была выявлена тенденция к увеличению уровня профессиональной самоидентификации студентов, определена динамика для каждой из полученных характеристик. В ходе обсуждения сделаны выводы о существующей тенденции и ее динамике, выделены проблемные области темы, такие как низкая интенсивность развития уровня профессиональной самоидентификации или отсутствие увеличения уровня профессиональной готовности у студентов, предложены возможные пути их решения. Полученные данные является маркерными в рамках исследований профессиональной идентичности студентов педагогических университетов. Уникальные для отечественной научной литературы результаты могут представлять интерес для специалистов в области преподавания безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты; профессиональная самоидентификация; педагогическое образование; тенденция профессиональной самоидентификации; динамика развития профессиональной самоидентификации; безопасность жизнедеятельности
Abstract: The article presents a study of the development of professional self-identification of students of a pedagogical university studying in the field of life safety, conducted to answer the question: how does the level of professional self-identification of students change in the course of obtaining higher pedagogical education? The purpose of the study is to determine the trend and dynamics of changes in the level of professional self-identification of students. In the work, a set of three methods was used: a questionnaire of professional inclinations (L. Jovashi modified by G. Rezapkin), a diagnostic test of professional identity / marginalism (E. Ermolaeva), a questionnaire of professional readiness ((OPG-6) L. Karbadova). The reviewers were 124 students studying in the life safety program from the 1st to the 4th year. The study also used the following methods: analysis of scientific literature, mathematical statistics (standard error, Student’s t-test), logical (analysis, synthesis, deduction, etc.). As a result, a tendency to increase the level of professional self-identification of students was revealed, the dynamics for each of the characteristics obtained were determined. During the discussion, conclusions were made about the existing trend and its dynamics, problem areas of the topic were identified, such as low intensity of development of the level of professional self-identification or the lack of an increase in the level of professional readiness among students, and possible solutions were proposed. The data obtained are markers in the framework of studies of the professional identity of students of pedagogical universities. The results are unique for domestic scientific literature and may be of interest to specialists in the field of teaching life safety.
Key words: pedagogical universities; students; professional self-identification; pedagogical education; tendency of professional self-identification; dynamics of development of professional self-identification; life safety
Для цитирования:
Зеер, Э. Ф. Тенденция и динамика изменения профессиональной самоидентификации студентов, обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности» / Э. Ф. Зеер, А. В. Хадыко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 204-211.
For citation
Zeer, E. F., Khadyko, A. V. (2025). Trends and Dynamics of Changes in Professional Self-Identification of Students Studying in the Direction of Life Safety // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 204-211.