Файл статьи: PDF
Аннотация: Одной из наиболее серьезных проблем отечественного высшего образования является содержательная и методическая ограниченность существующих подходов к реализации курсов повышения квалификации преподавателей. Актуальность исследования состоит в обосновании более эффективной, по мнению автора, формы развития инженерной и педагогической культур, а также профессионально-педагогических компетенций научно-педагогических работников технического вуза. Целью нашего исследования является анализ результативности проведения очередного курса обучения (2024 уч. г.) в рамках проекта «PRO.Развитие», заключающегося в формировании среды высоких достижений для обучения и развития научно-педагогических кадров. Методологической базой исследования стали системный, культурологический и компетентностный подходы. Были использованы эмпирические методы сбора, анализа и систематизации информации, ориентированной на выявление степени удовлетворенности слушателей проекта процессом обучения, а также статистические методы обработки полученных результатов. Основные результаты исследования заключаются в представлении структуры проекта повышения квалификации, состоящей из трех экосистем, ориентированных на комплексное развитие общей и базовых профессиональных культур преподавателей и аспирантов, а также в демонстрации эффективности системы рефлексивной обратной связи со слушателями. Научная новизна исследования состоит в обосновании возможности комплексного развития общей, педагогической и инженерной культур преподавателей при условии соблюдения определенных концептуальных и организационных параметров проведения курса повышения квалификации. Теоретическая и практическая ценность исследования представлена в обсуждении результативности авторской схемы анализа лекционных занятий и выявлении наиболее действенных организационных, содержательных и технических элементов повышения квалификации, способных положительным образом сказаться на развитии педагогических и инженерных компетенций. Полученные выводы свидетельствуют об эффективности выбранного направления повышения квалификации преподавателей и аспирантов технического вуза, а также о необходимости внесения некоторых изменений, способных повысить результативность избранного педагогического дизайна работы со слушателями.
Ключевые слова: технические вузы; проектная деятельность; комплексные проекты; инженерная культура; педагогическая культура; преподаватели; аспиранты; повышение квалификации; дискретные лекции; инженерные компетенции; педагогические компетенции
Abstract: One of the most burning problems of domestic higher education is the content and methodological limitations of the existing approaches to the advanced courses for teachers’ training and development. The relevance of the study lies in the substantiation of a more effective, in the author's opinion, form of development of engineering and pedagogical cultures as well as professional and pedagogical competences of scientific and pedagogical staff of a technical university. The purpose of our study is to analyze the effectiveness of the training course (2024 academic year) within the framework of the project “PRO.Development”, which is supposed to create an environment of high achievements for training and development of scientific and pedagogical personnel. The methodological basis of the study contains the systemic, cultural and competence approaches. Empirical methods of collecting, analyzing and systematizing information aimed at identifying the degree of project students’ satisfaction with the learning process, as well as statistical methods for results processing were used. The main results of the study are the presentation of the structure of the advanced training and development project, consisting of three ecosystems focused on the comprehensive boosting of teachers’ and graduate students’ general and basic professional cultures, as well as demonstrating the effectiveness of the reflexive feedback system. The scientific novelty of the study consists in substantiating the possibility of comprehensive development of general, pedagogical and engineering cultures of teachers, subject to compliance with certain conceptual and organizational parameters of the advanced training course. The theoretical and practical value of the study is presented in the discussion of the effectiveness of the author’s scheme for analyzing lectures and identifying the most promising organizational, content and technical elements of advanced training that can positively affect the development of pedagogical and engineering competences. The conclusion indicates the effectiveness of the chosen direction of advanced training and development for teachers and postgraduates of a technical university, as well as the need to make some changes that can improve the results of the chosen pedagogical design.
Key words: technical universities; project activities; complex projects; engineering culture; pedagogical culture; teachers; postgraduate students; advanced training; discrete lectures; engineering competencies; pedagogical competencies

Для цитирования:

Исаева, Т. Е. Реализация комплексного проекта развития инженерной и педагогической культур преподавателей и аспирантов технического университета: анализ результатов и перспективы совершенствования / Т. Е. Исаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 212-225.

For citation

Isaeva, T. E. (2025). Implementation of a Comprehensive Project for the Development of Engineering and Pedagogical Culture of the Teachers and Postgraduates of a Technical University: Analysis of Results and Prospects for Improvement // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 212-225.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.