Вам может быть интересно:
Архив журнала
Каллиграфия как вид декоративно-прикладного искусства в Китае: искусствоведческий и педагогический аспекты
- 55
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья содержит план исследовательской программы, направленной на интеграцию занятий по китайской каллиграфии в канву художественного образования школьников в России. Доказывается чрезвычайно высокая значимость каллиграфии для понимания генезиса декоративно-прикладных видов искусств в Китае. Обоснована значимость каллиграфии для южноазиатской эстетической традиции, в основе которой лежит пластичность линий знаков китайской письменности. Каллиграфия представлена как художественно-изобразительный дискурс, сопровождающий китайцев повсюду, на разных жизненных этапах. В статье приведены примеры исторической значимости каллиграфии для становления идеологии современного Китая. Каллиграфические знаки Мао Цзэдуна были распространены по всей стране вместе с многомилионными тиражами газет, которые активно публиковали передовицы с заголовками лидера китайских коммунистов. От частных примеров запроса на каллиграфические изображения автор статьи переходит к формулировке общей концепции внедрения элементов обучения китайской каллиграфии в программы по МХК и ИЗО в России. Доказывается значимость каллиграфии для становления пространственного мышления, раскрепощения творческого потенциала школьников, формирования авторского стиля. Образцы китайской каллиграфии могут быть использованы в качестве мощного стимула для развития мышления, примера изобразительного ряда к определенному музыкальному произведению. В статье сформулирована главная цель обучения китайской каллиграфии – гармонизация внутреннего пространства школьников, что является актуальной задачей современного образовательного процесса, испытывающего прессинг со стороны глобального технологичного пространства современности.
Ключевые слова: художественное образование; школьники; методика преподавания искусства; методика искусства в школе; декоративно-прикладное искусство; композиция; рефлексия; эстетика; китайская культура; китайская каллиграфия; виды декоративно-прикладного искусства; искусствоведческие аспекты; педагогические аспекты
Abstract: The article contains a plan for a research program aimed at integrating Chinese calligraphy classes into the art education of schoolchildren in Russia. It proves the extremely high importance of calligraphy for understanding the genesis of decorative and applied arts in China. The importance of calligraphy for the South Asian aesthetic tradition, which is based on the plasticity of the lines of Chinese script characters, is substantiated. Calligraphy is presented as an artistic and pictorial discourse that accompanies Chinese people everywhere, at different stages of life. The article provides examples of the historical significance of calligraphy for the formation of the ideology of modern China. Mao Zedong’s calligraphic signs were distributed throughout the country, along with millions of copies of newspapers that actively published editorials with the headlines of the leader of the Chinese Communists. From particular examples of requests for calligraphic images, the author of the article proceeds to formulate a general concept for the introduction of elements of teaching Chinese calligraphy in Global Art Culture and Fine Arts programs in Russia. The author proves the importance of calligraphy for the formation of spatial thinking, the emancipation of the creative potential of schoolchildren, and the formation of an author’s style. Samples of Chinese calligraphy can be used as a powerful incentive for the development of thinking, an example of a visual series for a particular piece of music. The article formulates the main goal of teaching Chinese calligraphy – the harmonization of the inner space of schoolchildren, which is an urgent task of the modern educational process, facing pressure from the global technological space of our time.
Key words: art education; schoolchildren; methods of teaching art; methods of art in school; decorative and applied art; composition; reflection; aesthetics; Chinese culture; Chinese calligraphy; types of decorative and applied art; art history aspects; pedagogical aspects
Для цитирования:
Завьялова, Н. А. Каллиграфия как вид декоративно-прикладного искусства в Китае: искусствоведческий и педагогический аспекты / Н. А. Завьялова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 198-203.
For citation
Zavyalova, N. A. (2025). Calligraphy as a Type of Decorative and Applied Art in China: Art History and Pedagogical Aspects // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 198-203.