Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель: исследовать структуру нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра с помощью авторской методики. Контекст и актуальность: нарушения речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра вариативны и сохраняются в период обучения в начальной школе. Анализ структуры речеязыковых нарушений позволит разработать более эффективную программу коррекции. Методы и методики: авторская шкала нарушений функционального языка, таксономия Блума, конфирматорный факторный анализ, т-критерий, однофакторный дисперсионный анализ, коэффициент надежности Альфа Кронбаха. Участники: 101 ребенок с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста. Из них 51 респондент с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и 50 детей с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений. Результаты: «Шкала нарушений функционального языка у детей с расстройствами аутистического спектра» является надежной и валидной методикой, позволяющей выявить структуру нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра. В блоке «Речеязыковая система» навык понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра более развит по сравнению с навыком продуцирования фразовой речи и использования слов, отражающих вариативные характеристики предметов, абстрактные понятия, эмоциональную, духовно-нравственную лексику. В блоке «Вербально-коммуникативное поведение» наименее сформированным констатировался навык комментирования. Навык понимания контекста ситуации общения был самым дефицитным в блоке «Прагматический язык». Основные выводы: структура нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра включает нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Психолингвистические средства общения у детей с расстройствами аутистического спектра более развиты по сравнению с коммуникативным и прагматическим аспектом их применения. Выраженность интеллектуальных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра взаимосвязана с тяжестью нарушений речи и языка.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; детский аутизм; дети-аутисты; РАС; расстройства аутистического спектра; логопедия; нарушения речи; речеязыковые нарушения; интеллектуальные нарушения; задержка психического развития; адаптированная образовательная программа
Abstract: Objective: to investigate the structure of speech and language disorders in children with autism spectrum disorders. Context and relevance: speech and language disorders in children with autism spectrum disorders are variable and persist during primary school education. Analysis of the structure of speech language disorders will allow us to develop a more effective correction program. Methods and techniques: author’s scale of functional language disorders, Bloom’s taxonomy, confirmatory factor analysis, t-criterion, one-factor analysis of variance, Cronbach’s Alpha reliability coefficient. Participants: 101 children with autism spectrum disorders of primary school age. Of these, 51 respondents with autism spectrum disorders and intellectual disabilities (mental retardation) and 50 children with autism spectrum disorders without intellectual disabilities. Results: the “Scale of functional language disorders in children with autism spectrum disorders” is a reliable and valid method for identifying the structure of language disorders in children with autism spectrum disorders. In the Speech Language System block, the language comprehension skills of children with autism spectrum disorders are more developed than the skills of producing phrasal speech and using words reflecting the variable characteristics of objects, abstract concepts, emotional, spiritual and moral vocabulary. In the “Verbal and communicative behavior” block, the least developed was the commenting skill. The skill of understanding the context of a communication situation was the most scarce in the “Pragmatic language” block. Main conclusions: the structure of speech and language disorders in children with autism spectrum disorders includes violations of the means of communication and violations in the use of means of communication. Psycholinguistic means of communication in children with autism spectrum disorders are more developed than the communicative and pragmatic aspects of their use. The severity of intellectual disabilities in children with autism spectrum disorders is correlated with the severity of speech and language disorders.
Key words: primary school; primary school children; childhood autism; autistic children; ASD; autism spectrum disorders; speech therapy; speech disorders; speech and language disorders; intellectual disabilities; mental retardation; adapted educational program

Для цитирования:

Андреева, С. В. Исследование нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра / С. В. Андреева, Д. В. Чумаченко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 158-167.

For citation

Andreeva, S. V., Chumachenko, D. V. (2025). Study of Speech and Language Impairments in Children with Autism Spectrum Disorders // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 158-167.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.