Вам может быть интересно:
Архив журнала
Мотивация и предпочтения к профессиональной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
- 110
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность обозначенной темы заключается в том, что в рамках подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» возникают определенные проблемы, к решению которых не всегда готовы преподаватели и студенты. Определение мотивов и профессиональных предпочтений приведет к повышению социальных возможностей, послужит основой будущей успешной профессиональной адаптации в обществе юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья, раскроет перед ними перспективы успешного трудоустройства. Проблема исследования состоит в понимании потребностей и мотивов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального самоопределения, в создании соответствующих условий для овладения выбранным профилем подготовки.
Методология исследования базируется на деятельностном и компетентностном подходах, используются методы психолого-педагогической диагностики, педагогического эксперимента, анкетирования и проектирования.
В результате проведенного исследования выявлена специфика профессиональных предпочтений и мотивов студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также доказана эффективность модели индивидуальной программы сопровождения, в рамках которой были определены три компонента: целевой, содержательный, оценочный.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что в нем экспериментально выявлены особенности профессиональных предпочтений и мотивации к педагогической деятельности юношей и девушек с ОВЗ, обозначены подходы к проектированию модели программы индивидуального сопровождения в рамках учебных планов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с учетом профессиональных компетенций.
Практическая значимость состоит в возможности применения разработанных программ в системе высшего и среднего профессионального образования.
Выводы: предложенная модель может быть основой для совершенствования подготовки будущих дефектологов.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; студенты с ограниченными возможностями здоровья; мотивационная сфера; профессиональные предпочтения
Abstract: The relevance of the designated topic lies in the fact that, within the framework of the training of bachelors in the field of “Special (defectological) education”, certain problems arise, for the solution of which teachers and students are not always ready. Determining motives and professional preferences will lead to an increase in social opportunities, will serve as a basis for future successful professional adaptation in society of young men and women with disabilities, and will reveal to them the prospects for successful employment. The problem of the research is to understand the needs and motives of students with disabilities in the process of professional self-determination, in creating appropriate conditions for mastering the chosen training profile.
The research methodology is based on activity-based and competence-based approaches, using methods of psychological and pedagogical diagnostics, pedagogical experiment, questionnaires and design.
As a result of the conducted study, the specifics of professional preferences and motives of students with disabilities were revealed, and the effectiveness of the individual support program model was proven, within which three components were defined: target, content, and evaluation.
The scientific novelty and theoretical significance of the study are determined by the fact that it experimentally identified the features of professional preferences and motivation for pedagogical activity of young men and women with disabilities, outlined approaches to designing a model of an individual support program within the framework of curricula in the field of training “Special (defectological) education” taking into account professional competencies.
The practical significance lies in the possibility of using the developed programs in the system of higher and secondary vocational education.
Conclusions: The proposed model can be the basis for improving the training of future defectologists.
Key words: higher education institutions; disabilities; limited health opportunities; students with disabilities; motivational sphere; professional preferences
Для цитирования:
Афанасьева, Р. А. Мотивация и предпочтения к профессиональной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» / Р. А. Афанасьева, А. Р. Загурская. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 168-177.
For citation
Afanasyeva, R. A., Zagurskaya, A. R. (2025). Motivation and Preferences for Professional Activities of Students with Disabilities in the Direction of Training “Special (Defectological) Education” // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 168-177.