Вам может быть интересно:
Архив журнала
Проблемы этнокультурного воспитания обучающихся марийской национальности в начальных классах Республики Башкортостан
- 388
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Реализация этнокультурного воспитания выступает важным аспектом решения актуальных задач на всех ступенях образования. В данной статье рассматриваются вопросы этнокультурного воспитания учащихся начальной школы. Целью статьи является изучение опыта организации этнокультурного воспитания младших школьников-марийцев в условиях Республики Башкортостан. Авторы провели обзор научной литературы, изучили понятие «этнокультурное воспитание», рассмотрели задачи и принципы, на которых основывается содержание этнокультурного воспитания в начальной школе, а также средства этнокультурного воспитания. В ходе исследования был применен метод анкетирования.
Опрос проводился с младшими школьниками в северном районе Республики Башкортостан, где обучаются учащиеся марийской национальности. Результаты говорят о том, что в начальных классах этнокультурному воспитанию марийских школьников уделяется недостаточное внимание. Новизна исследования заключается в том, что в работе уточнены и охарактеризованы педагогические особенности этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в условиях Республики Башкортостан. В частности, обоснованы теоретические и практические вопросы этнокультурного воспитания младших школьников марийской национальности. Обозначенные вопросы ранее не подвергались конкретному рассмотрению. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в деятельности учителей начальных школ, расположенных в этнокультурных ареалах Российской Федерации. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что именно в начальной школе необходимо воспитывать ценностное отношение к культуре и истории своей нации и к представителям других народов, а также использовать элементы народной педагогики в образовательном процессе. Такой подход применим и к школьникам марийской национальности, при работе с которыми рекомендуется использовать элементы марийской народной педагогики.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; этнопедагогика; этносы; этническая культура; этнокультурное воспитание; поликультурное воспитание; межкультурное взаимодействие; народная педагогика; марийская культура; марийская педагогика; марийцы
Abstract: The implementation of ethno-cultural education is an important aspect aimed at solving urgent problems at all levels of education. The article deals with the issues of ethno-cultural education of primary school students. The purpose of the article is to study the experience of organizing ethnocultural education of younger Mari schoolchildren in the conditions of the Republic of Bashkortostan. The authors conducted a review of the scientific literature, studied the concept of “ethno-cultural education” from different authors, examined the tasks and principles on which the content of ethno-cultural education in primary school is based, and also considered the means of ethno-cultural education. To achieve this goal, the method of questioning was used.
The questioning was conducted with younger schoolchildren in the northern regions of the Republic of Bashkortostan, where children of Mari nationality study. The results indicate that insufficient attention is paid to the ethno-cultural education of Mari students in primary schools. The novelty of the research lies in the fact that the work clarifies and characterizes the pedagogical features of ethno-cultural education of primary school students in the conditions of the Republic of Bashkortostan. In particular, the theoretical and practical issues of ethno-cultural education of younger schoolchildren of the Mari nationality are substantiated. The identified issues have not been specifically addressed before. The theoretical and practical significance of the study lies in the fact that the results of the study can be used in the activities of primary school teachers located in the ethno-cultural areas of the Russian Federation. Based on this, we came to the conclusion that it is in the primary school that it is necessary to cultivate a value attitude to the culture and history of one’s nation and to representatives of other nations, as well as to use the elements of folk pedagogy in the educational process. Such an approach also applies to the students of Mari nationality, working with whom it is recommended do use the elements of Mari folk pedagogy.
Key words: primary school; primary school students; ethnopedagogy; ethnic groups; ethnic culture; ethnocultural education; multicultural education; intercultural interaction; folk pedagogy; Mari culture; Mari pedagogy; Mari people
Для цитирования:
Ижбулдина, Л. Ю. Проблемы этнокультурного воспитания обучающихся марийской национальности в начальных классах Республики Башкортостан / Л. Ю. Ижбулдина, И. М. Синагатуллин. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 15-21.
For citation
Izhbuldina, L. Yu., Sinagatullin, I. M. (2025). Problems of Ethnocultural Education of Students of Mari Nationality in Primary Schools of the Republic of Bashkortostan // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 15-21.