Архив журнала
Наставничество в развитии человеческого капитала страны
- 198
- Рубрика: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Наставничество как составляющая профессионального и личностного становления и развития человека является одним из ключевых ресурсов развития человеческого капитала и стратегического инновационного развития страны в современном стремительно меняющемся мире. Актуальность исследования состоит в том, что отечественная экономика и промышленное производство остро нуждаются в масштабной модернизации, связанной с необходимостью импортозамещения и повышения квалификации сотрудников. Цель статьи – на основе обзора научной литературы выявить особенности современного наставничества; уточнить понятие «человеческий капитал» в контексте данного исследования; определить особенности влияния наставнической деятельности на развитие человеческого капитала страны, что позволяет раскрыть новые потенциальные возможности наставничества. Системно-деятельностный, дуальный подходы задают новые ориентиры, стимулирующие воздействие на субъект с целью его саморазвития в процессе эффективного партнерства. Теоретическая значимость заключается в том, что выявлены особенности наставничества как одного из факторов развития человеческого капитала, уточнены в контексте данного исследования понятия «наставничество» и «человеческий капитал». Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют совершенствовать наставническую деятельность, а материалы могут быть использованы педагогами, наставниками и стать основой проектирования инновационных моделей наставничества как важного условия формирования и развития человеческого капитала и повышения конкурентоспособности образовательной организации.
Ключевые слова: наставничество; система наставничества; наставники; наставническая деятельность; человеческий капитал; социально-экономическое развитие; трансформация компетенций; образовательные организации; понятийный аппарат; творческий потенциал
Abstract: Mentoring as a component of professional and personal development and growth of a person is one of the key resources for the development of human capital and strategic innovative development of the country in today’s rapidly changing world. The relevance of the study lies in the fact that the domestic economy and industrial production are in dire need of large-scale modernization associated with the need for import substitution and advanced training of employees. The purpose of the article is to identify the features of modern mentoring based on a review of scientific literature; to clarify the concept of “human capital” in the context of this study; to determine the features of the influence of mentoring activities on the development of human capital in the country, which allows us to reveal new potential opportunities for mentoring. The system-activity and dual approaches set new guidelines that stimulate influence on the subject with the aim of its self-development in the process of effective partnership. The theoretical significance lies in the fact that the features of mentoring as one of the factors in the development of human capital have been identified, and the concepts of “mentoring” and “human capital” have been clarified in the context of this study. The practical significance lies in the fact that the results of the study allow for the improvement of mentoring activities, and the materials can be used by teachers, mentors and become the basis for designing innovative mentoring models as an important condition for the formation and development of human capital and increasing the competitiveness of an educational organization.
Key words: mentoring; mentoring system; mentors; mentoring activities; human capital; socio-economic development; transformation of competencies; educational organizations; conceptual apparatus; creative potential
Для цитирования:
Баянова, А. Р. Наставничество в развитии человеческого капитала страны / А. Р. Баянова, С. Н. Рягин, В. Г. Гималиев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 186-193.
For citation
Bayanova, A. R., Ryagin, S. N., Himaliev, V. G. (2025). Mentoring in Development the Country’s Human Capital // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 186-193.