Архив журнала
Модель взаимодействия участников образовательных отношений по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
- 127
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Своевременное выявление и комплексная помощь обучающимся с нарушениями письменной речи являются одними из приоритетных задач системы образования в настоящее время.
Статья посвящена изучению психолого-педагогических компетенций родителей в области нарушений письма и описанию модели взаимодействия специалистов, педагогов общеобразовательной школы с семьями обучающихся с нарушениями письма. В работе представлены результаты двух этапов исследования, проведенного в 2024 году. На первом этапе посредством анкетирования педагогов начальных классов общеобразовательных школ было определено количество обучающихся с нарушениями письма, чтения, неусвоением математических навыков. Выявлено, что наибольшие трудности у младших школьников возникают при освоении письма, в процентном отношении количество обучающихся с такими проблемами остается стабильным на протяжении всего периода обучения на начальном уровне общего образования. На втором этапе изучался запрос родителей на коррекционно-развивающие образовательные услуги и сформированность их психолого-педагогической компетенции в вопросах дисграфии и дислексии. Основной проблемой родителей учащихся с нарушениями письма является получение детьми статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», они не видят в этом необходимости, поэтому ученики не посещают логопедические занятия в образовательной организации. Кроме того, у ближайшего окружения детей изучаемой категории ограничены представления о методах коррекционного воздействия по устранению нарушений письма.
Предложена и описана модель взаимодействия специалистов, педагогов с семьями обучающихся с нарушениями письма, которая включает в себя диагностический, информационный, коррекционный и рефлексивный этапы. Подчеркивается необходимость комплексного сопровождения обучающихся с нарушениями письма и их семей.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; логопедия; дисграфия; нарушения письма; письменная речь; дисграфические ошибки; психолого-педагогические компетенции; педагоги; родители; модель взаимодействия; взаимодействие семьи и школы; участники образовательного процесса; взаимодействие участников образовательных отношений
Abstract: Timely detection and comprehensive assistance to students with written speech disorders is one of the priority tasks of the education system at present.
The article is devoted to the study of psychological and pedagogical competencies of parents in the field of writing disorders and a description of the model of interaction between specialists, teachers of a comprehensive school with the families of students with writing disorders. The paper presents the results of two stages of the study conducted in 2024. At the first stage, through a questionnaire to primary school teachers of comprehensive schools, the number of students with writing and reading disorders and failure to master mathematical skills was determined. It was determined that the greatest difficulties in younger students arise when mastering writing and, as a percentage, the number of students with such problems remains stable throughout the entire period of study at the primary level of general education. At the second stage, the request of parents for correctional and developmental educational services and the formation of their psychological and pedagogical competence in matters of dysgraphia and dyslexia were studied. The main problem of parents of students with writing disorders is that their children receive the status of “student with disabilities”, they do not see the need for this, so students do not attend speech therapy classes at the educational organization. In addition, the immediate environment of children in the studied category has limited understanding of the methods of corrective action to eliminate writing disorders. A model of interaction between specialists, teachers and families of students with writing disorders is proposed and described, which includes diagnostic, informational, corrective and reflective stages. The need for comprehensive support for students with writing disorders and their families is emphasized.
Key words: primary school; primary school students; speech therapy; dysgraphia; writing disorders; written speech; dysgraphic errors; psychological and pedagogical competencies; teachers; parents; interaction model; interaction between family and school; participants in the educational process; interaction of participants in educational relations
Для цитирования:
Модель взаимодействия участников образовательных отношений по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы / Е. В. Каракулова, Е. А. Конева, Н. А. Конева [и др.]. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 178-185.
For citation
Karakulova, E. V., Koneva, E. A., Koneva, N. A. et al. (2025). Model of Interaction of Participants of Educational Relations on Correction of Writing Disorders in Students of Primary Grades of Comprehensive School // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 178-185.