Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена одному из актуальных направлений в современной педагогике – развитию интерактивного обучения. Представленный материал продолжает серию авторских статей по данной тематике. Содержательную основу данного материала составляет анализ данных, полученных в результате анкетирования студентов педагогического вуза (предвыпускного и выпускного курсов) с целью изучить их представления о возможностях интерактивного обучения, а также их готовность к реализации интерактивного обучения в практике образовательного процесса. Вопросы анкеты касались как терминологической основы интерактивного обучения (общей дефиниции, а также особенностей данного понятия и явления), так и актуализации методических возможностей интерактивности (относительно задач обучения, методов, средств и т. д.). Анализ полученных материалов дал основание для вывода о том, что на общем ознакомительном уровне будущие педагоги принимают и поддерживают интерактивное обучение как таковое, однако методическое подкрепление явно отстает. Студенты склонны сводить его к средствам обучения (планшет, интерактивная доска и пр.), не учитывая потенциальные возможности интерактивной визуализации обучения, реализуемые в соответствующих образовательных задачах – учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих, социально-ориентационных. Стало очевидным, что будущие педагоги (возможно, как и педагоги вузовского звена) не осознают и, соответственно, не готовы к разработке интерактивной наглядности для всех этапов образовательной детальности. Это связано и с адаптацией содержания, и с запаздыванием развития методической составляющей при опережающей технической оснащенности. Поскольку интерактивность в обучении стала уже неотъемлемой частью образовательной деятельности, представляется, что это актуальный тренд для развития и совершенствования системы образования практически на всех уровнях.
Ключевые слова: интерактивность; интерактивное обучение; интерактивные образовательные технологии; образовательные задачи; интерактивные методы обучения; интерактивная наглядность; интерактивный подход; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда
Abstract: The article is devoted to one of the current trends in modern pedagogy – the development of interactive learning. The presented material continues a series of author’s articles on this topic. The substantial basis of this material is the analysis of the data obtained as a result of a survey of students of a pedagogical university (pre-graduation and final courses) in order to study their ideas about the possibilities of interactive learning, as well as their readiness to implement interactive learning in the practice of the educational process. The questionnaire questions concerned both the terminological basis of interactive learning (the general definition, as well as the features of this concept and phenomenon), and the actualization of the methodological possibilities of interactivity (regarding learning objectives, methods, tools, etc.). The analysis of the received materials gave the basis for the conclusion that at the general introductory level, future teachers accept and support interactive learning as such, but methodological reinforcement is clearly lagging behind. Students tend to reduce it to learning tools (tablet, interactive whiteboard, etc.), without taking into account the potential for interactive visualization of learning, implemented in the relevant educational tasks – educational, cognitive, communicative, developmental, socio-orientation. It became obvious that future teachers (perhaps, like university level teachers) are not aware of and, consequently, are not ready to develop interactive visualizations for all stages of educational detail. This is due to both the adaptation of the content and the delay in the development of the methodological component with advanced technical equipment. But since interactivity in learning has already become an integral part of educational activities, it seems that this is an urgent trend for the development and improvement of the education system at almost all levels.
Key words: interactivity; interactive learning; interactive educational technologies; educational tasks; interactive teaching methods; interactive visualization; interactive approach; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Интерактивное обучение в формате цифровизации образования / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина, Т. В. Слюнко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 28-37.

For citation

Korotaeva, E. V., Andryunina, A. S., Slyunko, T. V. (2025). Interactive Learning in the Format of Digitalization of Education // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 28-37.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.