Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к педагогам в условиях динамично меняющейся системы образования и признанием критически важной роли их психологического благополучия для эффективности образовательного процесса. Анализ литературы указывает на недостаточную изученность особенностей психологического благополучия педагогов, особенно в межкультурном контексте, что затрудняет разработку эффективных мер поддержки. Данное исследование направлено на восполнение этого пробела. Цель исследования заключается в выявлении различий в уровне и структуре психологического благополучия педагогов в России и Узбекистане. В исследовании приняли участие 72 педагога (40 из России и 32 из Узбекистана). Для оценки психологического благополучия использовались шкала субъективного благополучия, Оксфордский опросник счастья и Шкала оценки качества жизни. Обработка данных проводилась с использованием описательной статистики и U-критерия Манна-Уитни. Результаты исследования показали статистически значимые различия в уровне счастья, удовлетворенности здоровьем, оптимистичности, самоконтроле и общем индексе качества жизни в пользу педагогов из Узбекистана. Данные различия указывают на то, что педагоги из Узбекистана в целом характеризуются более высоким уровнем психологического благополучия по сравнению с российскими педагогами, что может быть обусловлено культурными ценностями, социально-экономическими условиями и особенностями организации образовательного процесса в каждой стране.
Ключевые слова: педагогическая психология; психологическое благополучие; педагоги; Россия; Узбекистан; межкультурные различия; субъективное благополучие; счастье; качество жизни; личность педагога
Abstract: The relevance of the research is determined by the increasing demands on teachers in a dynamically changing education system and the recognition of the critical role of their psychological well-being for the effectiveness of the educational process. An analysis of the literature indicates a lack of knowledge of the level and structure of psychological well-being of teachers, especially in an intercultural context, which makes it difficult to develop effective support measures. This study is aimed at filling this gap. The purpose of the study is to identify differences in the level and structure of psychological well-being of teachers in Russia and Uzbekistan. 72 teachers participated in the study (40 from Russia and 32 from Uzbekistan). The subjective well-being scale, the Oxford Happiness Questionnaire, and the Quality of Life Assessment scale were used to assess psychological well-being. The data was processed using descriptive statistics and the Mann-Whitney U-test. The results of the study showed statistically significant differences in the level of happiness, health satisfaction, optimism, self-control and the overall quality of life index in favor of teachers from Uzbekistan. These differences indicate that teachers from Uzbekistan are generally characterized by a higher level of psychological well-being compared to Russian teachers, which may be due to cultural values, socio-economic conditions and the organization of the educational process in each country.
Key words: educational psychology; psychological well-being; teachers; Russia; Uzbekistan; intercultural differences; subjective well-being; happiness; quality of life; teacher personality

Для цитирования:

Рамазонов, Н. Н. Сравнительный анализ психологического благополучия педагогов России и Узбекистана / Н. Н. Рамазонов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 141-150.

For citation

Ramazonov, N. N. (2025). Comparative Analysis of Psychological Well-Being of Teachers in Russia and Uzbekistan // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 141-150.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.