Архив журнала
Идентификация как механизм формирования гражданской идентичности школьников на уроках музыки
- 13
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена действующими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и других документов в области образования, воспитания подрастающего поколения и молодежной политики в Российской Федерации. Цель статьи – выявить наиболее эффективные пути решения проблемы формирования гражданской идентичности школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Методологической основой исследования являются: теория социальной идентичности, теоретические положения, раскрывающие психологические механизмы и процессуальные характеристики формирования гражданской идентичности личности, концепция общего музыкального образования. Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование. Научная новизна состоит в рассмотрении идентификации как механизма формирования гражданской идентичности школьников на уроках музыки, которая осуществляется как интроекция, обеспечивающая «присвоение» и «вчувствование» в другого, и проекция, обеспечивающая перенос своих чувств и мотивов на другого. Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены музыкальный репертуар для решения заявленной проблемы, методы реализации механизма идентификации на уроках музыки и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Статья может быть полезна педагогам общего музыкального образования, исследователям в области музыкальной психологии.
Ключевые слова: общеобразовательные учебные заведения; школьники; музыка; методика преподавания музыки; методика музыки в школе; уроки музыки; гражданская идентичность; формирование гражданской идентичности; гражданственность; педагогический потенциал; музыкальное искусство; музыкальное образование
Abstract: The relevance of the article is due to the current requirements of the Federal State Educational Standard of Basic General Education and other documents in the field of education, upbringing of the younger generation and youth policy in the Russian Federation. The purpose of the article is to identify effective ways to solve the problem of the formation of the civic identity of schoolchildren by means of musical art in music lessons. The methodological basis of the study is: the theory of social identity, theoretical provisions that reveal the psychological mechanisms and procedural characteristics of the formation of a civic identity of a person, the concept of general musical education. The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical modeling. The scientific novelty consists in considering the mechanism of identification as a mechanism for the formation of the civic identity of schoolchildren in music lessons, which is carried out as introjection, providing “appropriation” and “feeling” in another, and projection, providing the transfer of their feelings and motives to another. The practical significance of the study is that the author proposed a musical repertoire to solve the stated problem, methods for implementing the identification mechanism in music lessons in a comprehensive school. The article can be useful for teachers of general music education.
Key words: comprehensive schools; schoolchildren; music; methods of teaching music; methods of music in school; music lessons; civic identity; formation of civic identity; citizenship; pedagogical potential; musical art; music education
Для цитирования:
Кашина, Н. И. Идентификация как механизм формирования гражданской идентичности школьников на уроках музыки / Н. И. Кашина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 115-121.
For citation
Kashina, N. I. (2025). Identification as a Mechanism for Forming the Civic Identity of Schoolchildren in Music Lessons // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 115-121.