Архив журнала
Организационно-содержательные аспекты педагогического взаимодействия в гибридной образовательной среде
- 12
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность. Цифровая трансформация образования актуализирует проблему организации педагогического взаимодействия в гибридной среде, требующей научного осмысления ее структурных и содержательных характеристик. Цель статьи – выявить и охарактеризовать организационно-содержательные аспекты педагогического взаимодействия в гибридной образовательной среде. Методология. Исследование основано на компаративном анализе научной литературы и педагогическом моделировании. В качестве эмпирической базы представлен опыт разработки и внедрения онлайн-курса «Лазерная обработка в техническом и декоративно-прикладном творчестве» для школьников на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Результаты. В ходе теоретического анализа определены ключевые принципы (адресность, доступность, избыточность, рефлексивность, обновление) и компоненты (аксиологический, познавательный, деятельностный, интерактивный) педагогического взаимодействия в гибридной среде. Практическая реализация этих аспектов продемонстрирована на примере онлайн-курса, который успешно интегрировал теоретическую подготовку с практическими занятиями на высокотехнологичном оборудовании университетских Кванториума и Технопарка. Выводы. Исследование доказывает, что эффективное педагогическое взаимодействие в гибридном формате строится на сочетании технологических и педагогических решений, обеспечивающих персонализацию, интерактивность и практикоориентированность обучения. Описанный опыт может быть использован для проектирования гибридных образовательных моделей в системе общего образования.
Ключевые слова: цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; гибридное обучение; гибридная образовательная среда; педагогическое взаимодействие; принципы педагогического взаимодействия; компоненты педагогического взаимодействия; онлайн-курсы; методика преподавания технологии; кванториумы; технопарки
Abstract: Relevance. The digital transformation of education highlights the challenge of organizing pedagogical interaction in a hybrid environment, requiring scientific understanding of its structural and substantive characteristics. The purpose of this article is to identify and characterize the organizational and substantive aspects of pedagogical interaction in a hybrid educational environment. Methodology. The study is based on a comparative analysis of scientific literature and pedagogical modeling. The empirical basis for this study is the experience of developing and implementing an online course, “Laser Processing in Technical and Decorative-Applied Arts”, for schoolchildren at the Volgograd State Social and Pedagogical University. Results. The theoretical analysis identified key principles (targetedness, accessibility, redundancy, reflexivity, and renewal) and components (axiological, cognitive, activity-based, and interactive) of pedagogical interaction in a hybrid environment. The practical implementation of these aspects is demonstrated through the example of an online course that successfully integrated theoretical training with practical exercises using the high-tech equipment of the university’s Quantorium and Technopark. Conclusions. The study demonstrates that effective pedagogical interaction in a hybrid format is built on a combination of technological and pedagogical solutions that ensure personalization, interactivity, and practice-oriented learning. The described experience can be used to design hybrid educational models in the general education system.
Key words: digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; hybrid learning; hybrid educational environment; pedagogical interaction; principles of pedagogical interaction; components of pedagogical interaction; online courses; methodology of teaching technology; quantoriums; technology parks
Для цитирования:
Бурякова, Т. С. Организационно-содержательные аспекты педагогического взаимодействия в гибридной образовательной среде / Т. С. Бурякова, Ю. А. Жадаев, В. В. Кисляков. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 104-114.
For citation
Buryakova, T. S., Zhadaev, Yu. A., Kislyakov, V. V. (2025). Organizational and Content Aspects of Pedagogical Interaction in a Hybrid Educational Environment // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 104-114.