Файл статьи: PDF
Аннотация: Введение. Современное общество характеризуется высоким уровнем мобильности на рынке труда, что обусловлено внутренними и внешними вызовами, социально-экономической ситуацией, демографическими изменениями. На сегодняшний день субъекты деятельности могут менять не только работу в пределах одной отрасли, но и переходить в другую сферу деятельности, имея возможность многократно переучиваться, непрерывно развивая свой профессионализм в различных направлениях. Цель нашего исследования заключается в выявлении технологии психолого-педагогического содействия профессионализации субъектов деятельности в условиях социально-профессиональной реориентации. Методология и методики. Методологическую базу исследования составили концептуальные положения субъектно-деятельностного, акмеологического, компетентностного, полициклического и социально-цифрового подходов к определению психолого-педагогического содействия профессионализации субъектов деятельности в условиях социально-профессиональной реориентации. В ходе исследования были задействованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, конкретизация и обобщение. Результаты и научная новизна. В рамках данного исследования уточнены ключевые концепты, такие как «профессионализация», «психолого-педагогическое содействие», «социально-профессиональная реориентация». Отмечается нарастающая потребность в квалифицированных кадрах, способных адаптироваться к постоянно усложняющимся социокультурным и профессиональным условиям, а также осуществлять непрерывное обучение и переобучение субъектов профессиональной деятельности для реального сектора экономики и социальной сферы в соответствии с передовыми технологиями и мировыми стандартами. Описаны результаты диагностического анкетирования, участниками которого стали респонденты с разным характером реориентации (кардинальная смена профессии, выбор смежной профессии, расширение компетентности) различных вузов Екатеринбурга, Волгограда и Геническа. Научная новизна данного исследования проявляется в теоретико-методологическом обосновании процессов социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности в условиях социально-экономической трансформации общества, что позволяет глубже понять психологические механизмы адаптации и изменения карьерной траектории субъектов деятельности. Практическая значимость. Материалы данной публикации могут представлять интерес для руководителей, практических психологов и методистов образовательных организаций, которые занимаются вопросами подготовки, переподготовки и повышения квалификации субъектов деятельности в условиях экономической модернизации общества.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; социально-профессиональная реориентация; профессионализация субъектов деятельности; психолого-педагогическое содействие; технология психолого-педагогического содействия; субъекты деятельности; смена профессии; профессиональное переобучение
Abstract: Introduction. Modern society is characterized by a high level of mobility in the labor market, which is caused by internal and external challenges, the socio-economic situation, and demographic changes. Today, business entities can change not only their jobs within one industry, but also move to another field of activity, having the opportunity to retrain many times, continuously developing their professionalism in various areas. The purpose of our research is to identify the technology of psychological and pedagogical assistance to the professionalization of subjects of activity in the context of socio-professional reorientation. Methodology and techniques. The methodological basis of the research was formed by the conceptual provisions of subject-activity, acmeological, competence, polycyclic and socio-digital approaches to the definition of psychological and pedagogical assistance to the professionalization of subjects of activity in the context of socio-professional reorientation. The research involved general scientific methods such as analysis, synthesis, concretization and generalization. Results and scientific novelty. Within the framework of this study, key concepts such as “professionalization”, “psychological and pedagogical assistance”, and “socio-professional reorientation” have been clarified. There is a growing need for qualified personnel who are able to adapt to the ever-increasing socio-cultural and professional conditions, as well as to carry out continuous training and retraining of subjects of professional activity for the real sector of the economy and the social sphere in accordance with advanced technologies and international standards. The results of a diagnostic survey are described, which included respondents with different types of reorientation (cardinal profession change, choice of a related profession, expansion of competence) from various universities in Ekaterinburg, Volgograd and Genichesk. The scientific novelty of this study is manifested in the theoretical and methodological substantiation of the processes of socio-professional reorientation of subjects of activity in the context of socio-economic transformation of society, which allows for a deeper understanding of the psychological mechanisms of adaptation and changes in the career trajectory of subjects of activity. Practical significance. The materials of this publication may be of interest to managers, practical psychologists and methodologists of educational organizations who deal with issues of training, retraining and advanced training of business entities in the context of economic modernization of society.
Key words: higher education institutions; social and professional reorientation; professionalization of subjects of activity; psychological and pedagogical assistance; technology of psychological and pedagogical assistance; subjects of activity; change of profession; professional retraining

Для цитирования:

Котова, С. С. Психолого-педагогическое содействие профессионализации субъектов деятельности в условиях социально-профессиональной реориентации / С. С. Котова, И. И. Хасанова, Е. С. Холопова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 317-328.

For citation

Kotova, S. S., Khasanova, I. I., Kholopova, E. S. (2025). Psychological and Pedagogical Assistance in the Professionalization of Activities in the Conditions of Socio-Professional Reorientation // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 317-328.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.