Вам может быть интересно:
Архив журнала
Системно-исторический анализ феномена «подготовка научно-педагогических кадров» в философской и педагогической литературе
- 25
- Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена попытка системно-исторического анализа категории «подготовка научно-педагогических кадров» на материале философской и педагогической литературы. В исследовании применяется ретроспективный подход; выявлены ключевые этапы становления и трансформации данной категории от раннего философско-гуманистического осмысления до ее институционального и методологического оформления в условиях современного образования. Особое внимание уделено переходу от традиционной парадигмы передачи устойчивого знания к модели непрерывного профессионального развития в условиях цифровизации, междисциплинарности и быстро меняющейся социокультурной среды. В работе раскрываются аксиологические и методологические основания подготовки научно-педагогических кадров, подчеркивается ее значение как стратегического ресурса развития образовательной и научной сферы. Сделаны выводы о том, что категория «подготовка научно-педагогических кадров» в качестве самостоятельного термина сформировалась лишь в новейшее время; с развитием университетской науки, педагогических институтов и научных школ категория «подготовка научно-педагогических кадров» обрела институциональный, содержательный и методологический статус, что позволило рассматривать ее как стратегическую сферу воспроизводства научно-образовательного потенциала общества; в XX–XXI вв. на фоне процессов глобализации, цифровизации и изменения природы знания данная категория трансформировалась в соответствии с новыми требованиями – от статической модели трансляции знаний к модели непрерывного профессионального роста, критической рефлексии и надпредметности. На сегодняшний день вопрос подготовки научно-педагогических кадров в российской науке получил глубокую и системную разработку.
Ключевые слова: философия образования; научно-педагогические кадры; подготовка научно-педагогических кадров; непрерывное образование; профессиональные компетенции; надпредметные компетенции; знаниевая парадигма; научные школы; ретроспективный подход; профессиональное развитие
Abstract: The article presents an attempt at a systematic historical analysis of the category training of scientific and pedagogical personnel based on philosophical and pedagogical literature. The study uses a retrospective approach; the key stages of the formation and transformation of this category from the early philosophical and humanistic understanding to its institutional and methodological design in modern education are identified. Special attention is paid to the transition from the traditional paradigm of transferring sustainable knowledge to a model of continuous professional development in the context of digitalization, interdisciplinary and a rapidly changing socio-cultural environment. The paper reveals the axiological and methodological foundations of the training of scientific and pedagogical personnel, emphasizes its importance as a strategic resource for the development of the educational and scientific sphere. It is concluded that the category “training of scientific and pedagogical personnel” as an independent term has been formed only in recent times; with the development of university science, pedagogical institutes and scientific schools, the category “training of scientific and pedagogical personnel” acquired an institutional, substantive and methodological status, which allowed it to be considered as a strategic sphere of reproduction of scientific and educational potential of society; in the 20th–21st centuries. Against the background of globalization, digitalization and changes in the nature of knowledge, this category has been transformed in accordance with new requirements – from a static model of knowledge translation to a model of continuous professional growth, critical reflection and over-subjectivity. To date, the issue of training scientific and pedagogical personnel in Russian scientific thought has received a deep and systematic development.
Key words: philosophy of education; scientific and pedagogical personnel; training of scientific and
pedagogical personnel; continuous education; professional competencies; cross-disciplinary competencies; knowledge paradigm; scientific schools; retrospective approach; professional development
Для цитирования:
Гордиенко, Т. П. Системно-исторический анализ феномена «подготовка научно-педагогических кадров» в философской и педагогической литературе / Т. П. Гордиенко, Е. А. Байер, Е. П. Кузьмина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 10-17.
For citation
Gordienko, T. P., Bayer, E. A., Kuzmina, E. P. (2025). Systemic-Historical Analysis of the Phenomenon “Training of Scientific and Pedagogical Staff” in Philosophical and Pedagogical Literature // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 10-17.