Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников начальных представлений о нормах русского литературного языка. С целью уточнения содержания работы по формированию представлений о нормах языка проведен анализ требований ФГОС НОО, примерной программы и учебников по русскому языку для начальной школы. Определены и охарактеризованы направления работы: формирование элементарного представления о языковой норме, о нормативности литературного языка; осознание учащимися соблюдения норм литературного языка как показателя культуры человека; формирование знаний о словарях, умения пользоваться словарем для поиска информации о правильном произношении и употреблении слова; совершенствование правильности речи учащихся; обучение контролю своей и чужой речи с точки зрения ее соответствия нормам литературного языка. С учетом типичных речевых ошибок учащихся и содержания начального языкового образования определен круг осваиваемых младшими школьниками грамматических норм русского языка. В качестве средства обучения предлагается использовать Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников, который в доступной для учащихся форме отражает орфоэпические, грамматические и лексические нормы русского литературного языка. Названы виды упражнений со словарем, которые помогут сформировать представления о нормах литературного языка, обеспечат совершенствование правильности речи школьников и формирование умения работать со словарем.
Ключевые слова: Начальное языковое образование; нормы русского литературного языка; содержание обучения русскому языку в начальной школе; Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников.

Для цитирования:

Плотникова, С. В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка / С. В. Плотникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – №5. – С. 117-124.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.