Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена прозаическому наследию Артура Шницлера (1862-1931), который наряду с Ф. Зальтеном, Х. фон Гофмансталем, П. Альтенбергом, Р. Беер-Хофманом и Л. фон Андрианом входил в объединение литераторов «Молодая Вена». Появление данной группы поэтов может считаться точкой отсчета литературного венского модерна, где А. Шницлер бесспорно занимает особое место, так как он не только особым образом реализует эстетическую программу объединения, но и тонко фиксирует социальный портрет эпохи. В своих произведениях А. Шницлер создает красочные портреты современников, которые, как правило, представляют собой определенные социальные типы. Одним из таких типизированных образов является образ гризетки («süßes Mädel»), литературное рождение которого многие зарубежные австроведы связывают с именем автора. Образ гризетки раскрывается в прозе А. Шницлера не только в мастерски точном изображении картины жизни таких девушек, но и посредством описания речевого портрета героинь, который изобилует обиходными, а также отчасти диалектными словами и выражениями. Внимание автора к такому симптоматичному для социальной реальности Вены начала XX в. персонажу сигнализирует о важном отличии прозы А. Шницлера от произведений других «младовенцев». Зачастую в произведениях репрезентантов «Молодой Вены» в качестве главного героя выступает скучающий аристократ, а место действия перенесено в кофейню, загородный дом или на курорт. А. Шницлер в свою очередь отходит от данной тенденции, помещая в центр повествования простую девушку из непривилегированных слоев общества с ее многочисленными проблемами и бесхитростными фантазиями.
Ключевые слова: Венский модерн; «Молодая Вена»; социальный тип; гризетка; речевой портрет; диалект; тема маленького человека.

Для цитирования:

Дубах, Т. М. Образ Гризетки в малой прозе А. Шницлера / Т. М. Дубах // Педагогическое образование в России. – 2015. – №10. – С. 129-132.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.