Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены цели и основные характеристики позитивного родительства. Родительство рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребенка и достижению им автономии в доброжелательной, безопасной и психологически комфортной среде, создаваемой поведением родителя. Обсуждаются такие условия и факторы, определяющие эффективность родителя и качество родительства, как личностные особенности самого родителя, личностные и индивидуальные особенности ребенка, особенности детско-родительского взаимодействия и супружеских отношений, уровень психологического благополучия самих родителей. Все перечисленные факторы действуют не изолированно, а взаимодействуют, усиливая, нивелируя, компенсируя друг друга и определяя в конечном итоге уровень родительской компетентности. Выделены такие причины девиантного родительства, как нарушения мотивационной сферы, семейный анамнез, неготовность к включению в реализацию родительской функции, личностная незрелость родителя, такие его личностные качества, как низкий уровень ответственности, эгоизм, трудный темперамент ребенка, дефект, ограничивающий его возможности, низкий неудовлетворительный уровень психолого-педагогической компетентности родителя. Сформулированы положения, опровергающие стереотипы представлений о факторах риска реализации родительства. Показано, что фактором риска для развития и психологического благополучия ребенка является не столько сам факт проживания в неполной семье, сколько продолжающийся родительский конфликт. Обращается внимание на то, что отцы столь же способны к эффективному и сенситивному родительству, как и матери. Позиция автора относительно того, что психическое развитие ребенка определяется социальными отношениями, но не генетической связью, позволяет говорить об исследовании родительства как чрезвычайно актуальном направлении современной психологии.
Ключевые слова: Родительство; позитивное и девиантное родительство; эффективность родителя.

Для цитирования:

Карабанова, О. А. Позитивное родительство – путь к сотрудничеству и развитию / О. А. Карабанова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 157-161.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.