Файл статьи: PDF
Аннотация: Речевая психодиагностика дает возможность показать принципы и инструменты измерения, коррекции и развития языковой способности личности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, проявляющимися в речевой деятельности. В статье представлен экспериментальный инструментарий диагностики ведущих модальностей восприятия информации по речевому продукту говорящего (ассоциатам, текстовым психологическим предикатам и др.), продемонстрированы методики выявления показателей доминирующих модальностей в спонтанном высказывании и письменных текстах учащихся средней общеобразовательной школы. Показаны особенности восприятия и порождения речи детьми с разными ведущими модальностями – визуальной, аудиальной и кинестетической – и адаптированные методики речевой психодиагностики «Подбери слово», «Портретирование понятия», «Перепутанные инструкции», «Живое имя», «Выбор характеристик из ряда предложенных» (в том числе с возможным дополнением) и др. Результатом наблюдений стал вывод о том, что диагностика и учет ведущей модальности восприятия могут помочь учителю создать условия для устранения возможных трудностей освоения ребенком языкового материала. Кроме того, знание индивидуального латерального профиля, умение его определять могут стать для учителя средствами развития у детей полимодального восприятия, результатом которого является целостный перцептивный образ изучаемого явления.
Ключевые слова: Языковая способность; речевая деятельность; диагностика; модальности восприятия; психологические предикаты; экспериментальные методики.

Для цитирования:

Коновалова, Н. И. Ресурсы речевой психодиагностики в образовательном процессе / Н. И. Коновалова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 195-202.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.