Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Описывается новое для российского общества, весьма распространенное в молодежной среде явление социального серфинга, выражающегося в поверхностности и множественности идентификации представителей молодежи с социальными сообществами. Изложены результаты проведенного исследования особенностей ценностных ориентаций представителей молодежи (568 респондентов) с применением ценностного опросника Ш. Шварца. Обнаружено, что у большей части респондентов наблюдается существенное рассогласование между декларируемыми и реальными, являющимися регуляторами индивидуального поведения, ценностями. Подобное рассогласование вызвано актуальной потребностью в безопасности среди многообразия социальных сообществ и отсутствием глубокой личностной включенности человека в социальное взаимодействие, ориентацией на множественность, но поверхностность коммуникаций. Это обусловлено современным положением дел, когда классические социальные институты в определенной степени начинают утрачивать свое влияние, индивид перестает быть строго привязан к традиционным общностям, таким как семья, конфессия, нация, теряется и сцепление с конкретной территорией (районом, городом, страной). В глобальной информационной среде молодой человек стремится ощутить себя частью многих социальных и культурных модификаций, быть «везде». На смену традиционным институциональным формам приходит новый тип общностей, характеризующихся отсутствием жестких связей: они дискретны, полиморфны, доступны и всегда незавершенны. Посттрадиционные формы взаимодействия обеспечивают молодежи возможность интенсивного перемещения от общности к общности, перескакивания между разнородными потоками коммуникации, перебирания и освоения многих культурных практик. Человек легко может стать частью социальной локации, переняв лишь наиболее очевидные способы практики, затевая мимолетную игру «в кого-то», самопрезентацию в условном членстве.
Ключевые слова: Социальный серфинг; ценностные ориентации; неустойчивость ценностных убеждений молодежи.

Для цитирования:

Воробьева, И. В. Социальный серфинг: специфика ценностных ориентаций молодежи в современном обществе / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, И. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №5. – С. 45-50.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.