Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы креативности как предиктора школьного психологического благополучия. Выявлен ряд различий в показателях школьного психологического благополучия в зависимости от степени выраженности у старшеклассников креативной идентичности. Наиболее существенные различия между креативами и нонкреативами были обнаружены в отношении к себе. Креативы отличаются рефлективностью и поэтому склонны оценивать себя ниже, чем нонкреативы. На основании результатов исследования можно предположить, что нонкреативы избирают стратегии компенсаторного самооценивания, не связанного с реальным уровнем достижений. Креатив не боится остаться непопулярным среди сверстников, поэтому у него меньше друзей среди одноклассников. Нонкреативы чрезмерно озабочены ожиданиями и оценками других людей, не умеют противостоять давлению окружающих в ущерб собственному мнению. Они конформны и стремятся быть как все. Это способствует установлению многочисленных удовлетворяющих связей с одноклассниками. Креативные старшеклассники более раскрепощены в общении с педагогами, предпочитают видеть в них равных партнеров. Многие педагоги склонны соблюдать дистанцию в общении с учениками, не делая исключения для креативов. Потребность в общении с педагогом у творческих старшеклассников остается острой, но довольствоваться формальными отношениями они не могут, чаще могут открыто выражать недовольство действиями педагога. Это может быть связано с тем, что педагоги недостаточно часто эмоционально поддерживают креативов. Эмоциональная поддержка педагогов необходима таким старшеклассникам, особенно при отсутствии понимания у одноклассников. Ориентация школы на стандарт, а подчас на нижние границы нормы оставляет слишком узкую нишу для самореализации креатива. Креативу сложно выполнять деятельность, смысл которой ему не ясен. Понять логику школьного стандарта старшекласснику непросто, поэтому школа часто не воспринимается в качестве развивающей среды. Тем более, что большинство школ в качестве базовой стратегии обучения выбирают подготовку к ЕГЭ на основе условно-рефлекторного научения.
Ключевые слова: Психологическое благополучие личности; креативность старшеклассников.

Для цитирования:

Водяха, С. А. Креативность старшеклассников как предиктор психологического благополучия в школе / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 90-94.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.