Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования основ аргументативной речи у детей дошкольного возраста. Подчеркивается важность изучения специфики употребления детьми аргументации в ситуации коллективного решения задач в дошкольной образовательной организации. Автор раскрывает теоретико-методологические основания процесса формирования основ аргументативной речи дошкольников, определяющие совокупность соответствующих методологических подходов. Философскую основу составляет семиотико-герменевтический подход, общенаучный уровень методологии – системный. Семиотико-герменевтический подход позволил определить сущность коммуникационного процесса, специфику его основных компонентов, в частности, кодирования и декодирования сообщения. В контексте системного подхода процесс формирования аргументативных умений у дошкольников изучается с позиции внутренних и внешних системных свойств и связей, обусловливающих целостность данного объекта, его устойчивость и внутреннюю организацию. Теоретико-методологическая стратегия исследования представлена деятельностным подходом, проблемно-коммуникативный подход к формированию аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста составляет практико-ориентированную стратегию. Автор определяет роль деятельностного подхода при разработке комплексного процесса развития у дошкольников аргументативных умений. Заявленный проблемно-коммуникативный подход является эффективным при коммуникативном обучении дошкольников при решении задач коммуникативного характера. В статье отмечено, что при реализации данного подхода целесообразно вводить в педагогический процесс дошкольной образовательной организации проблемные ситуации, в ходе которых дошкольники учатся логически рассуждать. Изучение данных подходов позволило автору установить их внутреннее единство, взаимосвязь и взаимодополняемость.
Ключевые слова: Теоретико-методологические основания; методологический подход; аргументативные умения; образовательный процесс; дети старшего дошкольного возраста.

Для цитирования:

Лашкова, Л. Л. Методологические подходы к процессу формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Л. Л. Лашкова, А. Р. Филиппова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 95-101.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.