Вам может быть интересно:
Архив журнала
Педагогические работники среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам Всероссийского социологического исследования)
- 494
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приводятся результаты социологического исследования профессиональной деятельности преподавателей СПО, не имеющих психолого-педагогического образования. Анализ данных социологического исследования показывает, что 84,1 % преподавателей (из числа опрошенных), не имеющих профессионально-педагогического образования, находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Среди них 24,6 % преподавателей, входящих в возрастную категорию до 35 лет. Это приводит к затруднениям в реализации задач модернизации среднего профессионального образования. Основными направлениями развития системы СПО в ближайшее пятилетие станут обновление содержания профессионального образования и внедрение в системе СПО ФГОС, профессиональных стандартов, современных методик и образовательных технологий, которые нельзя освоить без серьезной педагогической подготовки. Для решения стоящих профессионально-педагогических задач сегодня уже недостаточно уровня витагенного и ситуативного педагогического опыта, имеющегося у преподавателя. Это становится причиной появления латентных рисков в образовательном пространстве СПО, затрудняет достижение синхронизации образования с процессами модернизации, идущими в производстве. Вместе с тем профессиональная переподготовка, направленная на получение новой педагогической профессии, занимает в иерархии предпочтений преподавателей не самое важное место и предпочтительна лишь для каждого десятого из опрошенных. Это может свидетельствовать об отсутствии профессиональной мобильности, неготовности к быстрой смене видов деятельности, к переходу от монопрофессионализма к полипрофессионализму, что является актуальным и необходимым в современных условиях. Но даже в условиях накапливающихся противоречий и трудностей система среднего профессионального образования, тем не менее, проявляет достаточно высокую степень резильентности. Однако практика постоянной «борьбы с трудностями» имеет свои пределы и ведет к истощению ресурсов, главным из которых является человеческий капитал.
Ключевые слова: Социологические исследования; профессиональная деятельность; преподаватели; среднее профессиональное образование; модернизация образования; синхронное образование; полипрофессионализм; повышение квалификации; переподготовка преподавателей; педагогическая социология.
Для цитирования:
Андрюхина, Л. М. Педагогические работники среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам Всероссийского социологического исследования) / Л. М. Андрюхина, О. И. Власова, С. А. Днепров, Т. В. Пермякова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №1. – С. 23-35 .