Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ)
Файл статьи: PDF
Аннотация: Необходимость формирования исследовательской компетентности учащихся установлена требованиями ФГОС, однако опыт такого обучения практически отсутствует. Вопрос разработки соответствующих моделей и методик образовательного процесса остается актуальным для всего педагогического сообщества. В статье предпринята попытка выявить принципы дидактики, определяющие формирование исследовательской компетентности учащихся в рамках основного общего образования. Среди принципов дидактики, имеющих сущностную связь с принципами гносеологии, выявлена роль принципа научности для процесса формирования исследовательской компетентности обучающихся. В результате анализа современной системы российского образования установлены недостатки реализации требований, определяющих принцип научности. Для формирования исследовательской компетентности учащихся предлагается актуализация принципа дополнительности как общеметодического принципа, определяющего условия реализации в том числе и принципа научности. Рассмотрены пути развития образовательной системы в соответствии с принципом дополнительности. Разработана модель формирования исследовательской компетентности на основании принципа дополнительности. Приведены экспериментальные данные, демонстрирующие эффективность предложенной модели.
Ключевые слова: Естественно-научное образование; исследовательская компетентность; исследовательская деятельность; школьники; гносеологические принципы; дидактические принципы; принцип дополнительности.

Для цитирования:

Галишева, М. С. Развитие исследовательской компетентности на основании принципа дополнительности в естественно-научном образовании / М. С. Галишева, П. В. Зуев // Педагогическое образование в России. – 2017. – №12. – С. 44-51.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.