Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье представлены результаты разработки классификации профессий на основании модульного подхода, предложенного В. Е. Гавриловым. Получившаяся классификация состоит из 12 модулей – типовых элементов деятельности, – каждый из которых входит в состав целого ряда профессий. Совокупность модулей, входящих в ту или иную профессию, формирует ее профиль. Каждый из представленных модулей имеет список ключевых слов-индикаторов, по которым можно выявлять профиль профессии на основании должностных инструкций, представленных в едином тарифно-квалификационном справочнике, общероссийском классификаторе занятий, а также в иных нормативных документах. Разработка данной классификации осуществлялась с применением алгоритма тематического моделирования текстов на естественном языке – Латентного Размещения Дирихле (или LDA). Использование данного алгоритма при обработке большого количества документов (так называемого корпуса текстов) дает возможность получить список тем, указывающих на смысловое содержание данных текстов. Каждая тема по сути представляет собой список ключевых слов, совместно встречающихся в большом количестве документов. Данный алгоритм был применен к корпусу, состоящему из профессиональных стандартов, которые были разработаны Министерством труда и социальной защиты совместно с ведущими производственными предприятиями Российской Федерации. Общее количество стандартов в корпусе составило 801. Из каждого стандарта были взяты только трудовые действия, осуществляемые работником на рабочем месте. Предложенная классификация, безусловно, нуждается в доработке и уточнении, после чего она может быть использована для разработки новых методов профориентационной работы со старшеклассниками и абитуриентами.
Ключевые слова: Профориентация школьников; классификация профессий; модульный подход; тематическое моделирование; выбор профессии; профессиональные стандарты; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; профориентационная работа.

Для цитирования:

Савельев, В. В. Применение методов тематического моделирования к профессиональным стандартам для реализации модульного подхода к классификации профессий / В. В. Савельев // Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. – С. 22-28.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.