Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье анализируется содержание приказа Минтруда о профессиональном стандарте «Педагог», который принят для реализации с 01.01.2017 года. Данный приказ направлен на разрешение противоречий в определении квалификации педагога, его функциональных обязанностей и системы образования в целом. На основе приказа в статье рассматриваются цели, макет профессионального стандарта, требования к педагогу. Особое внимание уделено общепедагогическим, воспитательным, развивающим функциям педагога, выполнение которых позволит педагогу становиться активной личностью. С этой целью в каждой образовательной организации должны быть созданы условия для педагога, чтобы он умел работать в разнообразных условиях, выполнял работу активно и ответственно, брался за интересную, но посильную для него работу, формировал волевые качества, повышал устойчивость внимания, одновременно выполнял несколько профессиональных действий при высоком темпе работы, формировал навык переключения внимания, чередуя вид деятельности и ее цели и т. д. Выполнение профессиональных функций педагога напрямую связано с внедрением педагогических технологий, поэтому в статье дается авторское определение педагогической технологии и обосновываются дополнительные функциональные обязанности педагога, интегративные показатели оценки деятельности педагога, чтобы соответствовать одному из четырех квалификационных уровней: 1) знаниевый, практико-накопительный; 2) практико-ориентированный, организационно-творческий; 3) практико-диагностиченский, методический; 4) исследовательский, руководящий, экспериментальный, наставнический. Присвоение названных уровней зависит от образования, стажа, видов повышения квалификации педагога. Результатами внедрения профессионального стандарта «Педагог» должны стать персонификация модели повышения квалификации, пересмотр должностных обязанностей с использованием перечня трудовых функций, новые модели процедуры аттестации, модели перехода на эффективный контракт. Реализация приказа Минтруда не только позволит изменить отношение педагога к своим должностным обязанностям, но и будет способствовать качественному изменению системы образования.
Ключевые слова: Профессиональные стандарты; педагоги; педагогическая деятельность; должностные обязанности; профессиональные компетенции; направления работы; педагогические технологии; профессиональное развитие.

Для цитирования:

Попова, Н. Е. Профессиональный стандарт «педагог»: от теории к практике / Н. Е. Попова, О. А. Еремина // Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. – С. 15-21.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.