Рубрика: ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью представленной статьи является изучение мотивационной готовности к вандальному поведению среди подростков в контексте характеристик их субъектности. Вандализм рассматривается как специфическая деструктивная стратегия поведения, позволяющая подростку без обращения к взрослым реализовать свои субъектные потребности, влиять на материальный мир и социальное окружение. В качестве методов эмпирического исследования использовались дескриптивная статистика, сравнительный анализ и линейный регрессионный анализ, а также психологическая диагностика подростков, обучающихся в общеобразовательных школах Свердловской области и Пермского края (12-15 лет, n=456) с применением опросника «Мотивы вандального поведения» И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой, С. А. Остриковой и анкеты «Биография субъектности» О. И. Моткова. В результате было обнаружено, что исследованная выборка подростков распадается на две контрастные группы, различающиеся по уровню готовности к вандальному поведению. При этом подростки с высокой готовностью к вандальному поведению (26,8 % выборки) имеют более высокие показатели таких характеристик субъектности, как самостоятельность, креативность, гармоничность личности, сильная воля, стойкость в сложные периоды жизни. Основным фактором, связанным с указанными характеристиками субъектности подростка, является экзистенциальный мотив вандализма, то есть стремление подростка к демонстрации своих возможностей и поиску себя в социальном пространстве. Таким образом, стремление подростка показать себя и понять свои возможности влиять на материальное и социальное пространство при относительно небольшом спектре освоенных и доступных технологий социального взаимодействия провоцирует на деструктивную активность с предметами чужой и общественной собственности.
Ключевые слова: Вандализм; вандальное поведение; деструктивное поведение; стратегии поведения; подростки; эмпирические исследования.

Для цитирования:

Гурова, О. В. Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка / О. В. Гурова, О. В. Кружкова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. – С. 115-121.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.