Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-03-06
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы дирижерской подготовки обучающихся на профиле «Музыкальное образование» бакалавриата в педагогическом вузе. Анализируются возможности диагностики уровня дирижерских умений на начальном этапе обучения в педагогическом университете у будущих учителей музыки. Рассмотрена структура подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской и дирижерской работе, раскрываются возможности применения практических навыков руководства хоровым исполнением. В статье представлена процедура диагностирования навыков практической работы с хором обучающихся для получения объективных данных об их развитии в течение начального этапа (первого семестра) профессиональной подготовки в хоре педагогического университета. Данная диагностика дает возможность педагогу проектировать дальнейшую профессиональную работу со студентами в хоровом коллективе. Диагностика позволяет выявить наиболее существенные недостатки практической работы с хором обучающихся и выбрать способы их устранения на занятиях. В статье раскрыты критерии диагностики, которые отражают два основных признака готовности к практической работе с хором: а) владение самого обучающегося навыками пения в хоровом коллективе (хоровой ансамбль, хоровой строй, тембральная манера звукообразования); б) владение обучающегося навыками управления хоровым коллективом (темпо-ритм, динамика, звуковедение, переданные в рабочем дирижерском жесте). Выделяются три уровня сформированности навыков готовности обучающихся к практической работе с хором — ознакомительный, пороговый, продвинутый. Приводятся результаты начальной и итоговой диагностики, полученные в процессе реализации диагностической процедуры у будущих учителей музыки на занятиях женского хора первого курса профиля «Музыкальное образование» института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета в течение первого семестра обучения. Представленная диагностика может быть использована педагогами, ведущими дисциплину «Хоровой класс» в различных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку учителей музыки в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: Бакалавриат; музыкальное образование; дирижерская подготовка; студенты-музыканты; хоровое пение; педагогическая диагностика.

Для цитирования:

Соколов, А. Н. Диагностика готовности бакалавров профиля «Музыкальное образование» к практической работе с хором / А. Н. Соколов // Педагогическое образование в России. – 2019. – №3. – С. 41-47. DOI 10.26170/po19-03-06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.